Skip to main content

Почему врачи во время бубонной чумы носили костюм с маской-клювом. Маски от чумы


Почему врачи во время бубонной чумы носили костюм с маской-клювом

В середине XIV века в Европу из территории современной Монголии попала чума. За два века она унесла жизни 80 миллионов человек. Одним из символов ужаса, нищеты и горя того времени стали жуткие костюмы чумных докторов. Ведь если люди видели на улицах своих городов врачевателей с маской-клювом, это означало только одно – к ним пришли несчастья.

Шарль де Лорм, 1630 год.

Считается, что костюм чумного доктора изобрел француз Шарль де Лорм в 1619 году, до него лекари не носили единого образца одежды. Брюки, длинный плащ и перчатки, выполненные из вощеной кожи. Они должны были защищать докторов от физического контакта с зараженными.

Доктор Шнабель фон Ром («Доктор Клюв Рима»), гравюра Поля Фюрста, 1656

Маска чумного доктора.

Самой колоритной деталью чумного доктора была маска. Она напоминала клюв птицы. Это неслучайно, ведь раньше люди считали, что зараза переносится птицами. Но у «клюва» было и практическое назначение: внутри него вкладывался пучок лекарственных сильно пахнущих трав. Доктора полагали, если не вдыхать смрадный запах, исходящий от больных и трупов, это убережет их от заражения.

Кроме того, доктора постоянно жевали чеснок, а в уши и ноздри вкладывали губки, пропитанные ладаном. Чтобы не потерять сознание от такого смешения ароматов, в «клюве» делалось два отверстия. Черная широкополая шляпа указывала на статус лекаря.

Одеяние чумного доктора.

У каждого чумного доктора обязательно при себе имелась длинная трость. Ею он прикасался к больному, проверял пульс, исследовал пораженные участки кожи. Еще этой тростью врачи отбивались от людей, которые подбегали к ним с мольбами прекратить мучительные боли.

Чумной доктор – символ горя и страдания.

Несмотря на свои защитные костюмы, доктора заражались также часто, как и все остальные. Их методы лечения кровопусканием и наложением жаб на гнойники были неэффективными, т. к. истинные источники заболевания были неизвестными на тот момент. Чума передавалась не через неприятные запахи, а через укусы блох, крыс, контакт с зараженными продуктами, тканями, воздушно-капельным путем.

interesno.cc

Лекарь Чумы — «Дистопия»

В XIV веке Европу постиг ужас под названием «черная смерть» — эпидемия чумы, уничтожившая треть населения стран. Именно «благодаря» пандемии чумы, известной также как «вторая пандемия», возник инфернальный образ чумного доктора.

Инфекция проникла в Европу из Центральной Азии. В начале XIV века недалеко от нынешней монголо-китайской границы, в пустыне Гоби, началась эпидемия, вызванная чумной палочкой Yersinia pestis. В скором времени чумой был охвачен Китай. Первое задокументированное моровое поветрие было датировано 1330 годом, а уже через год в провинции Хэньань чума унесла 90% населения. В это же время чума проникла в Монголию и, в меньшей степени, в Индию. Щедро приправленные воображением слухи об ужасной эпидемии проникли и в Европу, где, к сожалению, не были восприняты всерьез, в отличии, например, от Японии, которая отправила на континент специальную миссию для сбора информации о чуме для последующей защиты.

Переломным  в истории «черной смерти» считается 1338 год. В конце XIX века российский археолог Даниил Хвольсон обнаружил аномально большое количество надгробных камней с датой смерти в районе 1338-1339 годов возле озера Иссык-Куль, находящегося на территории современной Киргизии.  Считается, что именно отсюда чума начала свой смертоносный марш по Европе. Первыми пострадали приморские города, в которых высаживались торговые корабли, зачастую охваченные эпидемией. Уже оттуда чума начала проникать вглубь континента.

С началом пандемии начались и попытки борьбы с ней. Однако специального термина для обозначения врачевателей чумы некоторое время не существовало. Впервые чумные доктора упоминаются в 1348 году, когда Папа Римский Климент VI пригласил врачей для лечения жителей Авиньона, тогдашней папской резиденции. Вслед за Папой подобных докторов начали приглашать зараженные чумой города.  С тех пор чумные доктора стали считаться ценными и необходимыми специалистами в борьбе с «черной смертью».

Die Karikatur und Satire in der Medizin: Medico-Kunsthistorische Studie von Professor Dr. Eugen Holländer

Костюм врачевателя чумы с начала пандемии терпел различные изменений, окончательно сложившись к 60-м годам XIV века. Отличительной особенностью являлась характерная маска в виде огромного клюва. В маске также имелись стеклянные вставки, защищающие глаза, а в «клюве» хранились различные цветы и травы, призванные оградить доктора от трупного запаха и остановить распространение «миазмов» — ядовитых испарений, вызывавших, по мнению тогдашних лекарей, чуму. Кроме того считалось, что чума передается при физическом контакте с зараженным, поэтому кроме маски в костюм доктора входили длинный пропитанный воском плащ, кожаная одежда и широкополая шляпа. Дополнительные атрибуты и различные усовершенствования зависели от финансового и социального положения врача. Состоятельные врачи носили бронзовый клюв и использовали в «лечении» драгоценные камни. Помимо костюма обязательным атрибутом чумного доктора являлась палка с выемкой для ладана, позволяющая доктору избегать нежелательного физического контакта с особо рьяными больными.

«Лечение» чумы представляло собой имеющий мало чего общего с медициной обряд, представляющий собой странный сплав теологических верований и языческих предрассудков. Ужасный уровень личной гигиены позволял чуме беспрепятственно распространяться. Частое умывание считалось чуть ли не грехом, а воду брали из тех же рек, куда сбрасывали помои.

Основным способом лечения считалось прижигание бубонов. Иногда их прикрывали шкурками жаб, которые, как считалось, вытягивали заразу из тела. В домах ставили блюдечки с молоком, которые должны были абсорбировать инфекцию. Помимо прочего считалось, что чума боится огня, костры на площадях европейских городов горели неделями.

Методика чумных докторов не выдерживает никакой критики, а процент смертности их пациентов достигал небывалых высот, так что самым эффективным методом лечения являлось следование поговорке «cito, longe, tardе». Бежать быстрее, дальше и оставаться там подольше.

Во времена и под влиянием «черной смерти» возникло много пугающих инфернально-смертоносных образов. La Danse Macabre, Дева Чумы, хореомания и многие прочие. В этом паноптикуме чумной доктор по праву занимает главенствующее положение, и по сей день пугая обывателя тенью великой и смертоносной эпидемиии.

Я в тяжелом плаще и в перчатках из кожи волаЩекочу мостовую набитою ладаном тростью,В облачении полном, посол моего ремесла,Отправляюсь встречать дорогую веселую гостью.

Гостья входит в дома через створки закрытых дверей,По мостам и каналам пускается в дикую пляску,И, как принято это в республике вольной моей,Я иду на свиданье, надев карнавальную маску.

В круглых птичьих глазах по осколку прозрачной слюды,А в изогнутом клюве – из дальней страны благовонье,Но смешон маскарад перед пастью великой беды,И смешон мой диплом, что получен в ученой Болонье.

Гостья в городе нашем свои утверждает права,Ни cуду, ни cенату за то не давая отчета,Мочениго Джованни — дож номером семьдесят два —Был повержен шутя. А безродных – так этих без счета.

Целовала она мавританских купцов, христиан,Бородатых менял, что живут в иудейском законе,Ей в палаццо своем соблазнён сам старик Тициан,А еще до него — молодой небогатый Джорджоне.

Вот один из любовников – пламя гниенья внутри,В кровь искусанный рот жадно дышит, бормочет невнятно,На измученной шее, в подмышках, в паху – волдыри,На пергаменте щек — мертвой плоти чернильные пятна.

Он увидел меня – и в глазах не надежда, а страхИ сознанье того, что бессильна моя медицина,Что нелепа моя шарлатанская палка в руках,Что четыреста лет отделяют от стрептомицина.

Душный воздух, в котором зараза, отчаянье, гной,Остановят, не пустят к лицу ароматные соли,И зловещая маска – трусливый экран между мнойИ разлившимся морем сплошной человеческой боли.

Я рукою махну, и ругая безрадостный труд,Два больших как утёсы, уже обреченных атлетаПриподнимут его и на лодке с другими свезутУмирать в лазарет на чумной островок Лазаретто.

Сколько сотен и тысяч туда, а назад – никогоНосит вниз по Большому Каналу печальная барка.И за всех пассажиров, и, может, себя самогоЯ поставлю свечу в кафедральном соборе Сан-Марко.

А когда вновь опутает улиц твоих западня,Я глотну, как вина, клуб волшебно сырого тумана,И не страшно ничуть — ты без маски узнаешь меня,Город слёз и любви, нереальный, как Фата Моргана.

Вот облезлая крыса навстречу устало ползет,И к финалу приблизилась средневековая сказка…А по серой воде мимо ярких дворцов поплывётБезопасная, глупая, подлая, страшная маска.

Бабука

dystopia.me

Делаем маску «Чумной Доктор» – Ярмарка Мастеров

Выкладываю небольшой мастер-класс по изготовлению маски Чумного Доктора. Для этого нам понадобится: пластилиновая форма, много бумаги, клейстер, линзы, клеевой пистолет, шпатлевка, грунт и акрил. Подробности под каждым фото.

Для начала лепим основу из пластилина.

Как только модель готова наносим на нее жирный крем, дальше папье-маше (8-10 слоев бумаги. У меня в ход идут старые конспекты) вместе с клейстером (я делаю его из муки). И ждем сутки, пока это все высохнет.

При помощи разреза в центре, снимаем основу с пластилина и склеиваем щель.

Вырезаем отверстия в нужных местах (для вентиляции) и покрываем маску супер клеем ПВА (для большей прочности).

При помощи клеевого пистолета вставляем линзы.

Наносим акриловую шпатлевку и шкурим шкурим шкурим и еще раз шкурим.

Дошкурили. Теперь маска ровная и красивая. Дальше (опять же для прочности) наносим грунт, ну или тот же ПВА.

Далее наносим краску, которую выбрали (у меня лично металлик).

Не забываем про резиночку, при помощи которой маска будет держаться на вашей голове)

Итак, Чумной Доктор готов :)

www.livemaster.ru

Камок. Чумной доктор из Средневековья |Камок

Дата обновления 9 месяцев ago

    Европа в средневековье не была таким заманчивым местом как сейчас. Постоянные войны между государствами и княжествами, гражданские войны. В последствии к этому добавилась проблема перенаселенности средневековых городов. Сравнительно большое количество людей жили  в небольших по нашим меркам городках. При этом в европейских городах вообще никто не замарачивался по поводу антисанитарии и отсутствии канализационной системы. К примеру, обычно на мостовой в центре шла канава, вот туда и сливали жители помои. Зачастую хозяйки квартир, находившихся на верхних этажах выливали свои отходы прямо в окно (отсюда широкополые шляпы в качестве защиты прохожего). К этому можно добавить и отсутствие личной гигиены. Люди попросту не мылись. Даже европейские монархи довольствовались тем, что дважды, утром и вечером, протирали лицо и руки влажной салфеткой. А там где много отходов, всегда много крыс, а на этих зверьках себя вольготно чувствуют блохи, которые и являлись разносчиками бубонной чумы. Все это логично привело к появлению пандемии бубонной чумы. Достаточно одного укуса блохи и ты уже труп авансом. Заболевание окрестили "Черном смертью". По мнению современных исследователей, уже в самой Европе возбудитель бубонной чумы изменился, появился новый штамм, в результате  - легочная чума, которая передавалась уже воздушно-капельным путем.

     В то время медицина находилась в зачаточном состоянии. Методы лечения были крайне сомнительны. Но все же среди врачей появилась отдельная когорта - "чумные доктора". Считается, что прецедент найма докторов специально для врачевания чумы создал Папа Римский Климент VI, пригласивший в 1348 году несколько врачей для лечения поражённых «чёрной смертью» жителей Авиньона. После этого примеру Папы начали следовать сюзерены или городские советы страдавших от чумы крупных городов, и на последующие четыре столетия чумные доктора стали неотъемлемой частью жизни Европы. Позже разработали "рабочий костюм"чумного врача. Врачи того времени не могли сразу определить каким образом происходит заражение: предполагалось, что передача болезни происходит во время физического контакта, через одежду и постельное белье. На основании этих представлений и возник самый хардкорный костюм средневековья — костюм Чумного доктора. Чтобы посещать больных во время чумы, врачи обязаны были носить эту специальную одежду, оказавшуюся сочетанием предрассудков и здравых с точки зрении эпидемиологии соображений.

Каждая часть костюма врача, а именно, шляпа, птичья маска, красные стекла, черное пальто, кожаные штаны и деревянная трость,  имели важные функции с точки зрения того времени.

Черная шляпа

В 14-м веке врача можно было легко идентифицировать по широкополой черной шляпе. Тогда считалось, что эта шляпа может  частично защитить врачей от чумных миазмов. Ну и скорее всего она являлась своего рода сигналом для жителей, черная шляпа - рядом смерть!

 

Маска чумного доктора

Клюв был наполнен уксусом, сладким маслом и другими сильно пахнущими химическими веществами, которые маскировали запах разлагающегося тела, который сопровождал врача того времени постоянно. Можете представить аромат десятков или сотен разлагающихся трупов? Кроме того, сами врачи, находясь в зараженных местах, постоянно жевали чеснок, так что маска скрывала и жосткий чесночный аромат от самих врачей.  Кстати, во Франции во время вспышки чумы появилась банда, которая беспрепятственно грабила дома, умерших, долгое время их не могли поймать. Когда же их изловили, то во время рассмотрения дела судей больше интересовал вопрос как они остались живы и не заразились. В итоге подсудимые признались, что изготавливали винную чесночную настойку, перед делом они каждый пили по бокалу этой настойки и смазывали ею лицо и руки. После того как они вытаскивали деньги и вещи, они омывались полностью этой настойкой.  Таким же образом обрабатывали деньги и вещи покойников.

Красные стеклянные линзы

Эскулапы средневековья почему-то думали, что красные окуляры сделают их невосприимчивыми к смертельной болезни. Тогда считалось, что красный цвет отпугивает болезнь.

Черное пальто

Таким образом они пытались уменьшить контакт с зараженным телом пациента. Также это бесформенное черное пальто скрывало то, что всё тело врача было намазано воском или жиром. Врачи обильно смазывали себя воском или жиром для защиты от чумы.

Кожаные брюки

Кожаные брюки средневековых врачей оберегали их конечности и гениталии от инфекции. Там тоже было всё обмазано воском или жиром.

Деревянная трость

Тростью они передвигали мертвые тела. Или тыкали в тело, дабы убедиться живой или мертвый перед ними человек. Если шевелиться значит живой. Да и опереться можно при ходьбе когда устанешь. Дополнительный бонус - средство самозащиты, в районах где свирепствовала чума был бардак в прямом смысле этого слова. Да и была масса буйно помешанных больных, которые лишились рассудка из-за страданий, очень часто доктора отбивались от них этой тростью.  Кроме того, у врачей были и кожаные перчатки.

Лечение бубонной чумы тогда заключалось в вырезании или прижигании чумных бубонов. Был и более странный метод - помещение лягушек и жаб на чумные бубоны для урегулирования жизненных соков. Кажется весьма чудаковатым методом лечения. Но сейчас ученые установили, что слизь, которая покрывает лягушек и жаб в своем составе имеет биохимические вещества, которые убивают болезнетворные микроорганизмы и тем самым, защищают земноводных.  Сейчас ведутся исследования по применению этих элементов при лечении заразных болезней. Также врачи выступали как "зондер-команды", сжигали на кострах трупы умерших, либо просто сжигали дома с мертвыми обитателями, для предотвращения распространения болезни.

Чумные врачи того времени, считались ценными специалистами, оплата их работы была в четыре раза выше чем денежное довольстве обычных докторов. Кроме того, у них была льгота - они имели право вскрывать и исследовать трупы людей, умерших от чумы. Другие врачи за это подверглись бы гонениями со стороны церкви.

ammoussr.ru

Чумной доктор… Почему во время чумы носили костюм с маской-клювом?

В середине XIV века в Европу из территории современной Монголии попала чума. За два века она унесла жизни 80 миллионов человек. Одним из символов ужаса, нищеты и горя того времени стали жуткие костюмы чумных докторов. Ведь если люди видели на улицах своих городов врачевателей с маской-клювом, это означало только одно – к ним пришли несчастья.

Шарль де Лорм, 1630 год.

Считается, что костюм чумного доктора изобрел француз Шарль де Лорм в 1619 году, до него лекари не носили единого образца одежды. Брюки, длинный плащ и перчатки, выполненные из вощеной кожи. Они должны были защищать докторов от физического контакта с зараженными.

Доктор Шнабель фон Ром («Доктор Клюв Рима»), гравюра Поля Фюрста, 1656

Маска чумного доктора.

Самой колоритной деталью чумного доктора была маска. Она напоминала клюв птицы. Это неслучайно, ведь раньше люди считали, что зараза переносится птицами. Но у «клюва» было и практическое назначение: внутри него вкладывался пучок лекарственных сильно пахнущих трав. Доктора полагали, если не вдыхать смрадный запах, исходящий от больных и трупов, это убережет их от заражения.

Кроме того, доктора постоянно жевали чеснок, а в уши и ноздри вкладывали губки, пропитанные ладаном. Чтобы не потерять сознание от такого смешения ароматов, в «клюве» делалось два отверстия. Черная широкополая шляпа указывала на статус лекаря.

Одеяние чумного доктора.

У каждого чумного доктора обязательно при себе имелась длинная трость. Ею он прикасался к больному, проверял пульс, исследовал пораженные участки кожи. Еще этой тростью врачи отбивались от людей, которые подбегали к ним с мольбами прекратить мучительные боли.

Чумной доктор – символ горя и страдания.

Несмотря на свои защитные костюмы, доктора заражались также часто, как и все остальные. Их методы лечения кровопусканием и наложением жаб на гнойники были неэффективными, т. к. истинные источники заболевания были неизвестными на тот момент. Чума передавалась не через неприятные запахи, а через укусы блох, крыс, контакт с зараженными продуктами, тканями, воздушно-капельным путем.

Ноя 18, 2017Ольга

prokrasotu.info

Чумной доктор - Этот удивительный мир...

В свое время по ЖЖ ходил флешмоб со следующими правилами: надо было оставить коммент у объявляющего флешмоб, а он выбирал у вас в ЖЖ любую фотографию или картинку и просил рассказать про нее что-то интересное и познавательное.oumnique еще 10 января здесь выбрала такую картинку для меня:

Но получилось так, что мне предоставилась срочная возможность написать на эту тему в другом месте, и чтобы не дублировать информацию, этот пост, написанный еще в феврале, пришлось скрыть от всех... Тем не менее, я о нем всегда помнила, и сейчас предоставилась возможность показать его всем, что я с удовольствием и делаю.

Данный пост посвящен одной из самых зловещих внешне и благодатных по сути фигур средневековой истории - чумному доктору, который и изображен на фото выше. Это фото было сделано мной 19 июля 2005 года во время путешествия по Эстонии, в музее таллинской башни Кик-ин-де-Кёк.

Благодаря фильмам и историческим книгам известно, какой ужас на людей в Средние века наводил, например, костюм палача - этот балахон, маска, скрывающая лицо и делающая анонимным ее обладателя... Но не меньший страх, хотя и не без доли надежды, вызывал еще один костюм - т.н. Чумного доктора. Оба они, и доктор и палач, имели дело со Смертью, только один помогал отнимать жизни, а второй пытался их спасать, хотя чаще всего безуспешно... Появление на улицах средневекового города страшного силуэта в темном одеянии и с клювом под широкополой шляпой было зловещим признаком, что рядом поселилась Черная Смерть - чума. Кстати, чумой в исторических источниках называли не только случаи бубонной или легочной чумы, но и моровую язву и прочие эпидемии со смертельным исходом.

Чума была давно известной болезнью - первая достоверная пандемия чумы, известная как "юстиниановская", возникла в VI веке в Восточно-Римской империи, во время царствования императора Юстиниана, самого погибшего от этой болезни. Затем последовала вспышка бубонной чумы в Европе в VIII веке, после чего несколько столетий она давала о себе знать лишь спорадически.

Пандемия, известная как "великий мор" или "черная смерть" в XIV веке (1348–51), была завезена в Европу генуэзскими моряками с Востока. Надо сказать, что более эффективного средства распространения чумы, чем средневековые корабли, сложно найти. Трюмы кораблей кишели крысами, распространяющими блох на всех палубах.

Цикл инфекции от блохи к крысе и от крысы к блохе мог продолжаться до тех пор, пока крысы не вымирали. Голодные блохи в поисках нового хозяина переносили заболевание на человека. Вот, например, схема, показывающая циклы заражения и смертности в одной отдельно взятой ячейке общества. Зараженная крыса, помеченная красной точкой в графе "1-й день", на 5-й день погибала от болезни. Когда крыса подыхала, блохи покидали ее, перенося чуму другим крысам. К 10-му дню эти крысы тоже погибали, и их блохи переходили на людей, инфицируя примерно 75% из них. К 15-му дню около половины людей на корабле или в доме умрет от чумы; четверть выздоровеет, а четверть избежит заражения.

Ни одно государство Западной Европы не избежало повального мора, даже Гренландия. Считается, что почти незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли, но география распространения чумы до сих пор еще полностью не изучена.

Чума "передвигалась" со скоростью лошади - основного транспорта того времени. Во время пандемии погибло, по разным данным, от 25 до 40 миллионов человек. Количество жертв в разных регионах колебалось от 1/8 до 2/3 общего числа жителей. Вымирали целые семьи. На карте Европы показаны пути распространения этой эпидемии:

Антисанитарная обстановка, постоянное недоедание и снижение физической сопротивляемости человеческого организма, отсутствие элементарных гигиенических навыков и скученность населения способствовали распространению эпидемии. От чумы не был застрахован никто, ни простой горожанин, ни король. В списке умерших - французский король Людовик IX (Святой), Жанна Бурбонская – супруга Филиппа Валуа, Жанна Наваррская – дочь Людовика X, Альфонс Испанский, император Германский Гюнтер, братья короля Швеции, художник Тициан. Как рассказывает хроника Руссова, в Ливонии умер магистр могущественного Ливонского ордена крестоносцев Брюггеней.

Название "бубонная чума" произошло от одного из ранних признаков болезни: появления больших болезненных, именуемых бубонами припухлостей лимфатических узлов на шее, в паху и под мышками. Через три дня после появления бубонов у людей поднималась температура, начинался бред и тело покрывалось черными неровными пятнами в результате подкожных геморрагий. По мере развития болезни бубоны увеличивались и становились более болезненными, нередко лопались и вскрывались.

Реконструкция облика такого больного из музея в Голландии:

Около половины заболевших умирали еще до наступления этой стадии. Изображения больных с бубонами часты на старинных изображениях того времени.

На этой английской миниатюре 1360-75 гг. изображены монахи, покрытые бубонами и ищущие спасения у самого папы римского:

Врачи того времени не могли сразу распознать заболевание. Оно фиксировалось слишком поздно, когда что-либо сделать уже представлялось невозможным. Возбудители болезни еще несколько веков останутся неизвестными, лечения как такового не существовало вообще. Врачи полагали, что чума распространяется в результате т.н. "заразного начала" (контагиона) - некоего токсического фактора, который. может передаваться от больного здоровому. Передача от человека к человеку, думалось, может проходить или через физический контакт с больным, или через его предметы одежды и постельное белье.

На основании этих представлений и возник самый инфернальный костюм Средневековья - костюм Чумного доктора. Чтобы посещать больных во время чумы врачи обязаны были носить эту специальную одежду, которая была плодом сочетания как здравых с точки зрения эпидемиологии вещей, так и предрассудков.

Например, считалось, что подобные конструкции масок в виде воронов и прочих созданий с клювами, придающие доктору вид древнеегипетского божества, "отпугивают" болезнь. В то же время клюв нес и функциональную нагрузку - защищал врача от "болезнетворного запаха". Клюв или его кончик были заполнены сильно пахнущими лекарственными травами. Это был своеобразный естественный фильтр, упрощающий дыхание в условиях постоянного смрада. А также оберегал окружающих от иного "зловония" - поскольку доктор в профилактических целях непрестанно жевал чеснок, а также помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы доктор не задохнулся от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия.

Маска имела также стеклянные вставки, защищающие глаза. Длинный, пропитанный воском плащ и кожаная или промасленная одежда из плотной ткани были нужны во избежание контакта с зараженными. Часто одежду пропитывали смесью камфары, масла и воска. В реальности это позволяло в какой-то мере избежать укуса переносчика чумы - блохи, и защищало от болезни, передающейся воздушно-капельным путем, хотя об этом в те времена даже и не подозревали.

Завершала костюм доктора кожаная шляпа, под которую надевали капюшон с пелериной, закрывающий стык между маской и одеждой. Вариации костюма зависели от местности и финансовых возможностей врача. Например, в музее таллинской башни Кик-ин-де-Кёк представлен облик доктора без шляпы, но зато с капюшоном, обтягивающим клюв. Более состоятельные врачи носили клювы из бронзы. Облаченные в перчатки руки врача зачастую сжимали два необходимых в его практике предмета: палку, чтобы отгонять безнадежно заразившихся и скальпель для вскрытия бубонов. Или же это могли быть курящиеся благовония. В палке-жезле также был ладан, который должен был защищать от нечистой силы. Еще в арсенале врача имелся поммандер — шкатулочка для ароматических трав и веществ, которые должны были "отпугнуть" чуму.

В более поздние времена костюм чумного доктора стал таким:

Кроме врачей были еще т.н. Мортусы (специальные служащие, набранные из тех, кто выжил, переболев чумой, или из осужденных преступников), обязанностью которых было собирать тела умерших и свозить их к месту захоронения.

На старинных гравюрах из Лондона видны мортусы, свозящие трупы на тележках и повозках, роющие могилы и занимающиеся погребением.

На гравюрах того времени можно заметить горящие жаровни. Тогда считалось, что огонь и дым очищают зараженный воздух, поэтому огни горели повсюду, не потухая даже в ночное время, курились благовония, призванные помочь очистить воздух от заразы. Жителей Лондона в 17 веке, например, убеждали курить табак, приравнивая его к исцеляющим благовониям. Практиковалось окуривание помещений смолистыми веществами, обмывание пахучими составами, вдыхание паров сжигаемой селитры или пороха. Для обеззараживания помещений, где скончались больные, врачи рекомендовали, в частности, ставить блюдце с молоком, которое якобы абсорбирует отравленный воздух. При торговых расчетах во время чумы и других эпидемий покупатели опускали деньги на рынке в сосуд с оксимелем (медовым уксусом) или просто уксусом, который был у каждого продавца - считалось, что тогда зараза не могла перейти из рук в руки.

К нарывам прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц. В открытые раны вкладывали свиное сало и масло. Применялось вскрытие бубонов и прижигание открытых ран раскалённым железом.

Неудивительно, что при таком лечении смертность среди заболевших нередко даже и в более позднее время составляла 77-97%. Испытанным рецептом, которого придерживались в народе, было, вплоть до XVII в. да и позже, - cito, longe, tarde: бежать из зараженной местности скорее, дальше и возвращаться позже.

Страх, наводимый чумой, показан на картине Питера Брейгеля Старшего "Триумф смерти", где смерть в виде бродячих скелетов уничтожает все живое. Ни король с его золотом, ни молодые кутилы за столом не могут избежать нашествия безжалостной армии мертвецов. На заднем плане скелеты сталкивают свои жертвы в наполненную водой могилу; неподалеку можно видеть бесплодный, безжизненный ландшафт.

Писатель Даниэль Дефо, известный как автор "Робинзона Крузо" и бывший также у истоков английской разведки, писал в своем "Дневнике чумного года": "Если бы только возможно было точно изобразить то время для тех, кто не пережил его, и дать читателю правильное представление об ужасе, обуявшем горожан, это и теперь произвело бы глубокое впечатление и исполнило людей удивлением и трепетом. Можно без преувеличения сказать, что весь Лондон был в слезах; плакальщицы не кружили по улицам, никто не носил траур и не шил специальных одежд, даже чтобы почтить память самых близких усопших, но плач стоял повсюду. Вопли женщин и детей у окон и дверей жилищ, где умирали, или, быть может, только что умерли их ближайшие родственники, разносились столь часто, стоило только выйти на улицу, что надорвалось бы и самое твердокаменное сердце. Плач и причитания раздавались почти в каждом доме, особенно в начале мора, потому что позднее сердца ожесточились, так как смерть была постоянно у всех пред глазами, и люди утратили способность сокрушаться потерей близких и друзей, ежечасно ожидая, что их самих постигает та же участь".

Джованни Боккаччо в своем «Декамероне», действие которого происходит как раз во время эпидемии чумы в 1348 году в Италии, писал: "Умерший от чумы человек вызывал столько же участия, сколько издохшая коза".

Описание Боккаччо трагично: "Славную Флоренцию, лучший город Италии, посетила губительная чума... От этой болезни не помогали и не излечивали ни врачи, ни снадобья... Так как для великого множества мертвых тел, которые каждый час подносили к церквам, не хватало освященной земли, то на переполненных кладбищах при церквах рыли огромные ямы и туда опускали целыми сотнями трупы. Во Флоренции умерло, как уверяют, 100 тысяч человек... Сколько знатных родов, богатых наследств, огромных состояний осталось без законных наследников! Сколько сильных мужчин, красивых женщин, прелестных юношей, которых даже Гален, Гиппократ и Эскулап признали бы совершенно здоровыми, утром завтракало с родными, товарищами и друзьями, а вечером ужинало со своими предками на том свете".

В те времена люди искали спасения от эпидемий в церквах, молились об исцелении все вместе - больные, и здоровые… Чувство панического ужаса, которое сеяли эпидемии и болезни в средневековом обществе, нашло отражение в молитве о заступничестве: "От чумы, голода и войны спаси нас, Господи!"

По свидетельству очевидцев, паника была такой, что "люди заво­рачивались в две простыни и устраивали себе по­хороны при жизни (что было просто неслыханным!)".

Пожалуй, наиболее известным ныне Чумным доктором был Мишель де Нотр-Дам, известный больше как предсказатель Нострадамус. На заре своей карьеры Нострадамус прославился благодаря своим успехам в деле спасения сограждан от чумы. Секрет Нострадамуса был прост - соблюдение элементарной гигиены. Иных средств в его арсенале не было, и потому он оказался бессилен спасти от этой страшной болезни свою первую семью, после чего отправился в изгнание. И только в 1545 году (в возрасте 42 лет) он возвратился в Марсель, и на этот раз его новое лекарство было способно воздействовать на легочную чуму, а затем, в Провансе в 1546 году на "черную чуму".

Сценка из экспозиции музея Нострадамуса в Провансе:

О методах Нострадамуса известно не слишком много. Всюду, где свирепствовала бубонная чума, он велел рисовать на домах обреченных черные кресты, чтобы предостеречь здоровых и затруднить распространение эпидемии. Надо помнить, что знакомые нам правила гигиены в те времена многим не были известны, и потому способы Нострадамуса некоторый эффект имели. Он рекомендовал пить только кипяченую воду, спать в чистой постели, в случае опасности чумы при первой возможности покидать грязные зловонные города и дышать свежим воздухом в сельской местности.

В городе Экс, столице Прованса, Нострадамус впервые приме­нил свои знаменитые пилюли, замешанные на основе лепестков роз и богатые витамином С. Он раздавал их прямо на улицах зараженных городов, попутно разъясняя согражданам правила элементарной гигиены. "Все, кто пользовались ими, - писал он впоследствии, - спас­лись, и наоборот."

Описанию дезинфицирующего порошка, из которого он составлял пилюли, Нострадамус посвятил несколько глав в одной из своих медицинских книг. Издание этой книги от 1572 г. хранится в парижской библи­отеке св. Женевьевы под необычным для нас заглавием "Превосходная и очень полезная брошюра о многих отменных рецептах, разделен­ная на две части. Первая часть нас учит способу приготовлять разную помаду и духи для украшения лица. Вторая часть нас учит приготавливать варе­нья различных сортов из меда, сахара и вина. Со­ставлена магистром Мишелем Нострадамусом - доктором медицины из Шалона в Провансе. Лион 1572 г.". В частности, разделы этой книги назывались "Как приготовить порошок, вычис­тить и отбелить зубы... а также способ придать дыханию приятный запах. Другой способ, еще более совершенный, для очищения зубов, даже тех, которые сильно попорчены гнилью... Способ приготовить род мыла, делающего белыми и мяг­кими руки и обладающего сладким и вкусным за­пахом... Способ приготовить род дистиллирован­ной воды, чтобы наилучшим образом украсить и отбелить лицо... Другой способ, чтобы сделать волосы бороды белокурыми или цвета золота, а также чтобы уничтожить слишком большую пол­ноту тела".

До открытия чумной бактерии и применения антибиотиков в лечении этого заболевания оставалось еще почти без малого полтысячелетия...

Картина "Чума" Арнольда Бёклина (1898) показывает весь ужас перед этой болезнью - ведь даже в его время, на рубеже 19 и 20 веков еще не научились с ней бороться!

И даже в наше время еще регистрируются отдельные вспышки этого заболевания:

В подготовке статьи использовались материалы:из статьи Колина Макэведи "Бубонная чума" из издания В МИРЕ НАУКИ. (Scientific American. Издание на русском языке). 1988. № 4, Википедии и энциклопедии "Британника"из статьи "Война с «черной смертью»: от обороны к наступлению" В. С. Ганин, канд. мед. наук, Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока, в журнале «Наука и жизнь» №7, 2006Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.ИСТОРИЯ ЧУМНЫХ ЭПИДЕМИЙ В РОССИИ http://www.it-med.ru/library/ch/chuma.htmа также из архива журнала "Лайф" и исторических хроник.

renatar.livejournal.com

Почему врачей боялись как чумы?: skrust

Казалось бы, врачи – это люди спасающие людей от болезней и смерти. Однако в Средневековье появление «Чумного доктора» наводило ужас на жителей европейских городов. «Чумной доктор» пугал людей своим костюмом – маской с клювом, длинным черным плащом и посохом в правой руке.

Но справедливости ради стоит сказать, что такой инфернальный костюм врача являлся смесью средневековых предрассудков и здравого смысла, с точки зрения эпидемиологии.

Бубонная чума, также известная, как Черная Смерть, стала причиной гибели по меньшей мере 75 миллионов человек на трех континентах в середине 14ого века. Бубонная чума известна, как самая смертоносная эпидемия в истории человечества. Чума началась в Китае в 1330-х годах и проделала свой ​​путь через Европу в период с 1346 до 1353 года. В те времена, врачи не знали, что вызывает распространение болезни. Для оказания медицинской помощи и защиты себя от возможного заражения, врачи того времени изобрели средневековую версию костюма для работы с опасными веществами.

Каждая часть костюма, а именно, шляпа, птичья маска, красные стекла, черное пальто, кожаные штаны и деревянная трость, как полагают, имели важную функцию. Хотя врачи не знали, что они приносят больше вреда, чем пользы. С помощью своего наряда, а точнее пальто, в котором они ходили, они заражали больше и больше людей, потому что их одежда может быть и на время ограждала их от заражения, но сама становилась источником заражения. Ведь настоящими переносчиками чумной палочки были клещи и крысы...

Шляпа В 14-м веке врача можно было легко идентифицировать по широкополой черной шляпе. Считается, что широкополая шляпа была использована, чтобы частично оградить врачей от заразы.

Птичья маска Зачем клюв? Хоть в средневековье люди почему-то считали, что чуму распространяли птицы, но клюв служил другим целям. Клюв был наполнен уксусом, сладким маслом и другими сильно пахнущими химическими веществами, которые маскировали запах разлагающегося тела, который сопровождал врача того времени постоянно. Птичья маска — примитивный «противогаз».

Красные стеклянные линзы Врачи почему-то думали, что красные окуляры сделают их невосприимчивыми к смертельной болезни.

Черное пальто Всё просто. Так они пытались уменьшить контакт с зараженным телом пациента. Также это бесформенное черное пальто скрывало то, что всё тело врача было намазано воском или жиром, чтобы сделать, как бы прослойку между больным и врачом.

Кожаные брюки Подобные носят рыбаки и пожарные, чтобы внутрь не попадала вода, а кожаные брюки средневековых врачей оберегали их конечности и гениталии от инфекции. Да, там тоже было всё обмазано воском или жиром.

Деревянная трость Тут я думаю вы сами догадались. Тростью они передвигали мертвые тела.

Доктор Чума- самая жуткая маска карнавала.

Но наибольшую известность получила чума 1348 – 1351 («великий мор»), завезенная генуэзскими купцами с Востока. Тогда от чумы в разных странах Европы погибло от 1/8 до 2/3 населения.

Никто не был застрахован от чумы – ни короли, ни папы, ни простые граждане. Среди умерших – французский король Людовик Святой (Людовик IX), супруга Филиппа Валуа - Жанна Бурбонская, дочь Людовика X – Жанна Наваррская , Альфонс Испанский, император Германский Гюнтер, братья короля Швеции, художник Тициан.

Стоит отметить, что костюм чумного доктора в своём окончательном виде появился только в 1619 году, когда французский медик Шарль де Лорм (англ.)русск. (фр. Charles de Lorme) предложил полный комплект защитной одежды для врачей, имеющих дело с больными чумой. До этого времени единого защитного костюма не существовало, и чумные доктора носили разнообразную одежду, что подтверждается графическими источниками.

skrust.livejournal.com