Skip to main content

Про детский церебральный паралич подробно и доступно. Когда ставят диагноз дцп


В каком возрасте ставят диагноз дцп?

чаще всего диагноз ставят в год не тяните время, идите в платную клинику к хорошему неврологу и ортопеду если что-то не так, чем раньше начнете корректировать, тем больше шансов на результат

Избыточный мышечный тонус... . А диагноза "пирамидная недостаточность" нет даже в Международной классификации болезней, и в подробнейшей монографии "Руководство по неврологии раннего детского возраста" его нет.... И в медицинском учебнике "Детская неврология" его тоже, оказывается, нет... . Но зато есть "коммерческие диагнозы", когда врач, не напрягаясь, не исследуя заболевание в периоде времени, просто выписывает всякое дремучее и советует купить это все "вон в той аптеке за углом" Задумайтесь, прошу вас, не калечьте ребеныша, и сами не дергайтесь. "если болезнь определить затруднительно, то не вмешивайся и не торопись. Поистине, или существо (человека) возьмет верх над болезнью, или же болезнь определится! » (с) - вот такое надо вешать над каждым входом в поликлиники

ДЦП выявляют в роддоме. поэтому этим диагнозом у вас даже не пахнет. почти все дети когда начинают ходить встают на носочки, вам нужен просто хороший специалист по массажу.

Ваш ребенок вполне здоров. Просто ваша врач не знает что такое угасание рефлекса. У нас было то же самое, до 3 мес ребенок когда его ставили на ножки, прямо бежал, потом к 3 мес. куда все девалось, перестали бегать и нормально ножки ставить, а к 6 мес. все нормализовалось. Встали и пошли все вовремя. А с ДЦП - чем раньше поставят диагноз, тем лучше.

Моя дочь вставала на носочки до года. Сейчас все нормально. Это просто повышенный мышечный тонус. Пару сеансов массажа и он пройдет. Если проблема только в "насочках" не переживайте. У нас такой же невролог. Всем на право и на лево говорит о таком диагнозе. Разговаривала с массажистом, которая с ней работает, та сказала, действительно, врач так пугает мам, чтоб те ответственнее относились к здоровью ребенка. Кстати меня в свое время тоже напугала она хорошо, сейчас к ней не хожу. Слава Богу ее диагноз не подтвердился Здоровья Вам!

диагноз ДЦП выставляет невролог, не ранее - 1 года жизни, для которого характерно много симптомов

они вообще сдурели! не переживайте так, хотя это сложно. Мой когда только родился (на 34 недели правда) его только "приняли",мне сразу кричат"дцпшный ребенок опять! "Представьте что со мной было!!! Нам сейчас 3 года, все нормально, бегаем. Массаж конечно хороший 2 раз в год делали. А на носочки почти все дети встают-тонус повышен. У нас тоже такое было. Можете еще к остеопату сходить просто показать ребенка. У подружки сын-дцп, им остеопат сказал, как рожаете сразу идти надо, чтоб исправить можно было во время

КАК РАЗ ВСЕ ЭТО В МЕС И ПРОЯВЛЯЕТСЯТОЛЬКО ВРАЧИ НЕ ВИДЯТ. НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ МРТ. ЭМГ. ЭЭГ. ТОЛЬКО МАССАЖ С ПАРАФИНОВЫМИ АППЛИКАЦИЯМИ И ХОРОШЕЕ ЛФКПЛАВАНИЕ СНИМАЕТ ТОНУС, ИЩИТЕ ХОРОШЕГО НЕВРОПАТОЛОГА, КОТОРЫЙ ВАМ ПОДБЕРЕТ ГРАМОТНОЕ МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ (СОСУДИСТЫЕ, НООТРОПЫ, ВИТАМИНЫ, КИСЛОТЫ ДЛЯ ПИТАНИЯ МОЗГА, МИОРЕЛАКСАНТЫ и РАСПИШЕТ ФИЗИОТЕРАПИЮ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЫШЩЫ С МЕДИКАМЕНОЗНЫМ ВВЕДЕНИЕМ) ЖЕЛАЮ УДАЧИ! У меня ребенку дцп поставили в 9 мес, идите к педиатору пусть вам ласт направление в консультативную поликлинику при 18 нпдп, если вы в Москве, там и обследования пройдете

touch.otvet.mail.ru

Симптомы ДЦП у новорожденных детей. Признаки и причины. Детский церебральный паралич

Дети-ангелы – так нежно называют ребятишек с ДЦП, или детским церебральным параличом.

Сегодня в нашей стране от этой беды страдают сотни тысяч человек – только официальная статистика называет 120 тысяч, а скольким пока не смогли или не успели поставить верный диагноз? Практически во всех случаях болезнь начинается еще до появления малыша на свет, поэтому необыкновенно важно распознать симптомы ДЦП у новорожденных в первые месяцы. Помните: в 75% случаях проявления страшного недуга обратимы, если вовремя их обнаружить и начать лечение.

Особенности заболевания

Что значит ДЦП? Это не одна конкретная болезнь, а комплексное заболевание центральной нервной системы малыша, при котором поражается один или несколько отделов головного мозга. Следствие – нарушенная мышечная и двигательная активность, проблемы с координацией движений, трудности со слухом, речью, отставание психического развития, неполноценный интеллект.

Главная особенность – эти симптомы «непрогрессирующие» — это по-научному, а проще говоря, не усиливаются со временем. При комплексной терапии: массажи, лечебная физкультура, иппотерапия (занятия с лошадьми) — все проявления недуга можно значительно уменьшить.

Ребятишек с этим недугом с каждым годом появляется все больше и больше. Но ученые всего мира до сих пор бьются над вопросом: почему рождаются дети с ДЦП? Известно одно: в абсолютном большинстве случаев (70-80%) это – нарушения внутриутробного развития плода. А уже потом к ним добавляются родовые травмы, хронические болячки мамы, преждевременный срок появления на свет.

Главные причины патологии

Почему рождаются дети с синдромом Дауна, врожденными пороками сердца, деформациями скелета, поражениями ЦНС и другими аномалиями? Причин очень много – генетический сбой, инфекция у мамы во время вынашивания, травмы при родах…

Повреждение беззащитного детского мозга может возникнуть по самым разным причинам. Современная медицина насчитывает около 400 факторов, способных повлиять на развитие плода за время беременности, но в случае с церебральным параличом самая главная причина – кислородное голодание (гипоксия). Гипоксия вызывает отмирание мозговых клеток, отвечающих за самые разные процессы, отсюда такие разные симптомы у больных ребятишек.

А какие еще причины у детей способны спровоцировать страшный недуг? Медики объединяют эти факторы в 6 больших групп.

  1. Кислородное голодание мозга.
  2. Хромосомные нарушения.
  3. Тяжелые инфекционные заболевания грудничка.
  4. Отравления будущей мамы (пищевые, химические, лекарственные и др.).
  5. Физические причины (рентген, радиация и др.).
  6. Механические травмы (в основном при родах).

Стадии заболевания

Детский церебральный паралич развивается в 3 стадиях, и уже на первой – у новорожденных ребятишек – можно заметить опасные сигналы.

  1. Ранняя (до 5 месяцев).

В этот период болезнь у грудничков проявляется нарушениями мышечного тонуса. Малыш в 4 месяца может не поворачивать головку на звук, не тянуться к игрушкам. Нередко в первое время новорожденных мучают судороги (очень важно отличить их от чрезмерной двигательной активности).

  1. Ранняя резидуальная (5 месяцев – 3 годика).

Яркая особенность этого периода – мозаичность развития. Например, ребеночек в 8-10 месяцев не держит головку, но пытается поворачиваться и садиться. Или в 7-9 месяцев может сидеть только с опорой, зато стоит и ходит в манежике в неестественной позе.

  1. Поздняя резидуальная (после 3 лет).

В это время уже начинаются деформации скелета у ребятишек, нарушенная координация движений, проблемы с речью, зрением, слухом, умственно-психическая отсталость.

Основные симптомы

Проявления паралича зависят от его формы: иногда они практически незаметны, а иногда уже в 4-6 месяцев можно четко диагностировать патологию. Как узнать, что у ребеночка явные отклонения, и не спутать с другими болезнями? (Например, некоторые признаки рахита у грудничков похожи – плохой сон, капризы, неправильная осанка, новорожденный не может сидеть и стоять).

Первые симптомы детского церебрального паралича – это:

  • новорожденный беспокойный или слишком вялый, плохо спит;
  • начинаются судороги, вздрагивания, малыш подолгу останавливает взгляд на одной точке;
  • не может повернуть головку, ножки очень трудно раздвинуть в стороны;
  • новорожденный двигает одной ручкой или ножкой, а вторая плотно прижата к телу;
  • ручки и ножки слишком напряжены или постоянно расслаблены (это и есть нарушенный мышечный тонус).

Симптомы при разных формах детского церебрального паралича

Признаки ДЦП у новорожденных и детишек постарше зависят в первую очередь от того, какой формой заболевания страдает маленький пациент. Специалисты выделяют 5 основных типов этой церебральной патологии.

  1. Спастическая диплегия (болезнь Литтла).

Это самая частая разновидность – страдают все конечности, но больше всего ноги. При легких формах ручки у ребятишек могут полностью сохранять свою функцию. Узнать диплегию можно по такому признаку: малыш нормально двигает руками, когда ползает, но подтягивает ножки, а также поздно начинает ходить.

  1. Спастическая гемиплегия.

Страдает только одна половина тела. У новорожденных симптомы гемиплегии практически не заметны, иногда могут возникать судороги.

  1. Двойная гемиплегия (тетраплегия).

Поражены все 4 конечности, интеллект и психика серьезно нарушены, речь почти не развивается, вплоть до полной немоты. Проявления заметны уже в первые полгода: у ребятишек нарушено глотание, они не могут ползать, садиться, ходить.

  1. Атонически-астатическая форма.

Эта самая тяжелая форма – больной почти не может двигаться. С возрастом обычно развивается олигофрения, психика крайне нестабильна.

  1. Гиперкинетическая форма.

Основной признак – непроизвольные движения. Это мелкие движения в пальцах кистей и стоп, тики, неконтролируемые звуки и др.

Как распознать болезнь?

Чтобы выявить признаки ДЦП у ребенка до года, врачи рекомендуют пользоваться табличками навыков для конкретных возрастов и сверять взросление малыша с нормой. Во сколько начинает сидеть и ползать, ходить и переворачиваться, хватать разные предметы… Можно даже завести специальную тетрадочку, куда родители будут записывать все достижения юного члена семьи: его первую попытку сидеть, первый шаг.

Важно также следить за основными рефлексами у детишек: в 3-4 месяца у новорожденных пропадают некоторые рефлексы, на смену которым приходят новые навыки и движения. У грудничков с патологией эти рефлексы сохраняются, а значит, полноценное развитие затрудняется.

Вот основные из таких рефлексов:

  • рефлекс Моро – защитная реакция организма. Когда ребеночка резко опускают вниз и поднимают, он раскидывает ручки с разжатыми кулачками.
  • ползание – грудничок пытается ползти, когда мама подпирает пяточку рукой;
  • рефлекторная ходьба – когда новорожденного ставят в вертикальное положение, он сучит ножками.

Дополнительные сигналы, которые говорят о нарушениях ЦНС, — это отсутствие интереса к игрушкам, застывание в одной позе, проблемы с эмоциональным развитием (ребятишки не смеются и не улыбаются). А также физиологические признаки – трудности с мочеиспусканием, плохая работа кишечника.

Диагностика

Хотя эта церебральная патология и является врожденной, диагностировать ее в первые недели после рождения очень трудно. Чтобы точно выявить проблему, нужно некоторое время внимательно наблюдать за грудничком, фиксируя все изменения и подозрительные сигналы в его развитии.

Для постановки диагноза педиатр должен:

  • собрать все сведения об истории болезни грудничка, а также о течении беременности мамы;
  • провести физический осмотр, определить, соответствуют ли рефлексы маленького пациента его возрасту;
  • назначить необходимые лабораторные анализы;
  • отправить ребенка на УЗИ головного мозга, МРТ, электроэнцефалографию – если есть судороги.

Сколько живут дети с таким диагнозом? – вот главный вопрос, который волнует родителей больных детишек. Столько же, сколько и обычные люди, а если форма заболевания легкая, малыш имеет все шансы и на долгую, и на полноценную жизнь.

Необходимо помнить: мама и папа не одни, не наедине со своей бедой. Сегодня существуют самые разные благотворительные фонды для детей – ангелов, которые оказывают адресную, юридическую помощь, организуют праздники, выставки и концерты, да и просто всегда готовы выслушать и проконсультировать по любым вопросам.

Как справиться с бедой?

Как быть, если родился ребеночек с церебральным расстройством? Лечится или нет эта страшная патология? Полностью справиться с этим синдромом невозможно, но чем раньше будет поставлен диагноз, тем больше шансов уменьшить симптомы и подарить малышу полноценное движение, а значит – и жизнь.

Терапия при этом заболевании должна быть комплексной: массаж при ДЦП (разрешен с полутора месяцев), лечебная гимнастика, иппотерапия, занятия с логопедом, использование особого оборудования для восстановления двигательной активности. Это вертикализатор для детей, ходунки, всевозможные тренажеры.

Важнейшую роль играет ЛФК при ДЦП – комплекс упражнений нужно подбирать индивидуально, с учетом возраста, умственного развития и других особенностей. По мере улучшения состояния юного пациента нагрузку нужно повышать.

Симптомы ДЦП у новорожденных определить не всегда просто – каждая форма этого недуга проявляется по-разному. Но тем важнее с первых недель отслеживать малейшие подозрительные сигналы в развитии ребенка – чем раньше вы диагностируете проблему, тем больше шансов с ней справиться.

Статью для сайта «Рецепты здоровья» подготовила Надежда Жукова.

♦  Рубрика: Здоровье ребенка.

* Нажимая на кнопку "Отправить" я соглашаюсь с

zdorovieiuspex.ru

Диагностика детского церебрального паралича

Ранние признаки церебрального паралича могут наблюдаться с самого рождения. В большинстве случаев ДЦП диагностируется в течение первых двух лет жизни, однако если у ребёнка наблюдается мягкая и невыраженная симптоматика, определение заболевания затрудняется. В этом случае окончательный диагноз будет поставлен в возрасте до 4-5 лет. Тем не менее, если врач подозревает наличие церебрального паралича, он, скорее всего, предложит родителям периодически посещать консультации для проведения динамического наблюдения за ребенком и обсуждения с родителями его физического и умственного развития.

При диагностике церебрального паралича врачи оценивают моторные навыки ребёнка и тщательно изучают его историю болезни. Дополнительно проверяется наличие наиболее характерных признаков ДЦП: замедленного развития, нарушений мышечного тонуса, а также необычных поз, принимаемых ребенком. Разумеется, врачу необходимо исключить вероятность наличия других заболеваний, имеющих схожие симптоматические проявления.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика может включать исследования на предмет наличия следующих заболеваний (зависит от формы ДЦП):

  • Аутосомно-рецессивных форм наследственной спастической параплегии;
  • Последствий различных поражений головного мозга (нейроинфекций, тяжелых и средних черепно-мозговых травм, инсультов), которые ребёнок перенёс после первого месяца жизни;
  • Ранних наследственных атаксий;
  • Редких форм доминантных наследственных спастических параплегий;
  • Раннего детского аутизма;
  • Врождённых непрогрессирующих мозжечковых атаксий;
  • Атаксии-телеангиэктазии;
  • Шизофрении;
  • Спинальной амиотрофии Вердинга-Гофмана;
  • Поражений спинного мозга, имеющих травматический и ишемический характер;
  • Болезни Фара;
  • Болезни Штрюмпеля;
  • Болезни Пелицеуса-Мерцбахера;
  • Болезни Шегрена-Ларссона;
  • Болезни Галлервордена-Шпатца;
  • Фенилкетонурии;
  • Гепатолентикулярной дегенерации;
  • Галактоземии и т. д.

Самое главное, что необходимо определить врачу – становится ли ребенку хуже. Несмотря на то, что симптомы заболевания могут изменяться с течением времени, ДЦП по своему определению не является прогрессирующим заболеванием. Если ребёнок постоянно теряет моторные навыки, а его состояние неуклонно ухудшается, проблема, скорее всего, вызвана другими причинами: мышечными или генетическими заболеваниями, расстройствами обмена веществ, опухолевыми новообразованиями в нервной системе. Подробная медицинская история, проведение специальных диагностических тестов и, в некоторых случаях, повторный осмотр могут способствовать подтверждению отсутствия других нарушений.

Проведение дополнительных исследований используется для того, чтобы уверенно исключить наличие других двигательных расстройств, вызывающих те же симптоматические проявления, что и церебральный паралич. Современные способы сканирования мозга (к примеру, МРТ) могут обнаружить нарушения, указывающие на наличие потенциально излечимых двигательных расстройств. Если же речь идёт о церебральном параличе, проведение МРТ позволяет врачу оценить локализацию и тип повреждения головного мозга.

Методы сканирования

Методики сканирования мозга включают в себя:

  • Ультразвуковое исследование черепа. Данный метод из всех способов визуализации мозга является наиболее безвредным, хотя и не столь эффективным, как два других. Очень сложно при его помощи обнаружить патологические изменения в белом веществе – ткани головного мозга, которая повреждается при возникновении ДЦП. В роли акустического окна чаще всего используют большой родничок, поскольку он закрывается последним и, к тому же, достаточно крупный. Если размер родничка небольшой, то это значительно ограничивает поле зрения при обследовании, особенно при оценке состояния периферических отделов головного мозга. Данные эхографического исследования дополнительно можно расширить результатами допплерографии – оценки кровотока мозга. Это не обязательно, но желательно, поскольку примерно у 60% детей данные эхографии соответствуют норме, несмотря на весьма выраженные неврологические нарушения. Допплерографию проводят в наиболее крупных венах и артериях головного мозга, стремясь расположить датчик так, чтобы угол между осью сосуда и ультразвуковым лучом был минимальным;
  • Компьютерная томография (КТ). Данный метод даёт возможность получить изолированное изображение поперечного слоя тканей. Это обеспечивается вращением создающей узкий пучок рентгеновских лучей трубки вокруг пациента с последующей реконструкцией изображения, которая выполняется с использованием специальных компьютерных программ. Изображение в поперечной плоскости, недоступное для обычной рентгенодиагностики, зачастую является наиболее оптимальным для выявления патологических нарушений, поскольку оно даёт четкое представление о соотношении органов. Для успешного и максимально эффективного использования КТ необходимо учитывать существующие показания и противопоказания, а также соблюдать алгоритм от простого к сложному. КТ должна назначаться врачом с учетом клинических данных пациента, страдающего от ДЦП, и всех предыдущих исследований. Именно такой подход позволяет снизить дозу лучевых нагрузок и сделать исследование максимально целенаправленным;
  • МРТ-сканирование. Метод магнитно-резонансной томографии обеспечивает возможность визуализации на экране компьютера, а затем и на рентгеновской пленке срезов черепа и головного мозга, а также спинного мозга и позвоночного столба. Немаловажным преимуществом МРТ перед КТ является возможность получения подробного изображения в любой проекции: фронтальной, сагиттальной, аксиальной. Преимущества МРТ перед КТ наиболее очевидны при исследовании тех отделов нервной системы, изображение которых невозможно получить, используя КТ, поскольку исследуемая мозговая ткань перекрывается прилежащими костными структурами. Помимо этого МРТ может различать недоступные для компьютерной томографии изменения плотности мозга, серое и белое вещество, выявлять специфические поражения мозга и т. д. При выполнении МРТ больной не подвергается ионизирующему облучению. Всё это в совокупности делает МРТ наиболее оптимальным для диагностики ДЦП методом.

В некоторых случаях нарушения обмена веществ могут выглядеть как церебральный паралич. Иногда требуется проведение дополнительных исследований с целью исключения таких патологий. Большинство метаболических нарушений у детей сопровождаются характерными аномалиями развития мозга, которые будут отображены при МРТ.

Другие виды расстройств также могут быть ошибочно определены как детский церебральный паралич. К примеру, нарушения свертывания крови могут привести к пренатальному и перинатальному инсультам, повреждающими мозг и вызывающими симптоматические проявления, которыми характеризуется ДЦП. Поскольку инсульт зачастую становится причиной развития гемиплегического церебрального паралича, врач может счесть необходимым проведение диагностического исследования для детей с таким диагнозом, направленного на исключение наличия нарушений коагуляции. В случае если диагностика не была проведена, нарушения свертывания крови могут привести к дополнительным инсультам и более обширным повреждениям мозга.

Для подтверждения установленного диагноза ДЦП, врач может направить ребенка на дополнительное обследование у других специалистов: детского невролога, педиатра, офтальмолога или отоларинголога. Дополнительные исследования позволяют поставить более точный диагноз и разработать максимально эффективный план лечения.

Материал оказался полезным?   

abromed.ru

Дети с диагнозом ДЦП - грех современной медицины? — Архив публикаций и новостных статей портала DISLIFE

ДЦП – эта аббревиатура пугает всех родителей и зачастую звучит как приговор. Однако при получении такого диагноза родители ребенка не должны опускать руки, а просто обязаны бить в набат. Этот страшный диагноз стоит подвергать сомнению и выявлять истинные причины, ведущие к нарушению двигательных функций ребенка. Дело в том, что детские невропатологи склонны ставить этот привычный для них диагноз с первого года жизни ребенка – при появлении первых признаков параличей и парезов. Однако при глубоком научном и практическом исследовании оказалось, что диагноз «ДЦП» - это диагноз весьма условный, неточный. Как отмечает Анатолий Петрович Ефимов, врач травматолог-ортопед-нейрореабилитолог, доктор медицинских наук, профессор, генеральный директор Межрегионального Центра восстановительной медицины и реабилитации в Нижнем Новгороде, «ДЦП – это еще не приговор, так как 80% случаев его можно излечить до полного восстановления ребенка. Если этим заняться своевременно, как показывает моя медицинская практика, дети до 5 лет вылечиваются в 90% случаев и идут в школу вместе с обычными детьми».

ДЦП без причины не бывает. При появлении любого разговора со стороны врачей об угрозе ДЦП или о ДЦП родители должны сделать следующее.Во-первых, родителям надо вместе с врачом выяснить причины ДЦП, если врач на этом диагнозе настаивает. А причин этих немного, и в любой больнице за одну-две недели их можно установить. Есть всего шесть причин, ведущих к детскому церебральному параличу.

Первая причина – это наследственные генетические факторы. Все нарушения, которые есть в генетическом аппарате родителей, могут действительно проявиться в виде ДЦП у ребенка.

Вторая причина – это ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (недостаток кислорода) мозга плода. Это кислородный фактор, нехватка кислорода мозгу ребенка. И то, и другое может возникнуть во время беременности либо же в родах в результате различных сосудистых нарушений и кровоизлияний.

Третья причина – это фактор инфекционный, то есть микробный. Наличие у ребенка в первые дни и первые недели или месяцы жизни таких заболеваний, как менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит, протекающих с высокой температурой, тяжелым общим состоянием ребенка, с плохими анализами крови или спинномозговой жидкости, с обнаружением конкретных микробов – возбудителей инфекционного заболевания.

Четвертая причина – это действия токсических (отравляющих) факторов, ядовитых препаратов на организм будущего человека. Это чаще всего прием женщиной сильнодействующих лекарственных средств во время беременности, работа беременной женщины во вредных производственных условиях, на химических производствах, в контактах с радиационными или химическими веществами.

Пятая причина – физический фактор. Воздействие на плод высокочастотных электромагнитных полей. Облучение, в том числе рентгеновское, радиационное излучение и другие физические неблагоприятные факторы.

Шестая причина – это механический фактор – родовая травма, травма перед родами или вскоре после них.

В каждой поликлинике за одну-две недели можно вполне оценить первопричины парализации функций головного мозга. Практика показывает, что детские невропатологи увлекаются диагностикой и поиском только инфекционной или ишемической причин поражений головного мозга у ребенка. Часто выставляется диагноз вирусного или инфекционного поражения головного мозга. Врачи обращают также внимание на нехватку кислорода вследствие сосудистых нарушений, хотя большинство сосудистых нарушений и кровоизлияний являются именно травматическими, ибо молодые сосуды у новорожденных сами по себе не могут лопнуть, как у стариков 80-90 лет, поэтому инсульта типичного у детей не бывает. Сосуды у новорожденных и детей мягкие, эластичные, податливые, адаптивные, поэтому объяснять причины ДЦП сосудистыми нарушениями – глубоко неверно. Чаще всего за ними стоят травматические причины. Важность выявления первопричины заболевания в том, что от этого зависит вся программа дальнейшего лечения и жизненный прогноз для ребенка.

ДЦП бывает трех групп.

Первая группа – ДЦП истинный, не приобретенный. Заболевание наследственное, врожденное, первичное, когда на момент рождения ребенка мозг его действительно глубоко поражен генетическими нарушениями или нарушениями эмбрионального развития. Он недоразвит, меньше по размеру и объему, менее выражены извилины мозга, недоразвита кора головного мозга, нет четкой дифференциации серого и белого вещества, есть ряд других анатомических и функциональных нарушений головного мозга. Это и является первичным, т.е. истинным детским церебральным параличом. Мозг на момент рождения биологически и интеллектуально неполноценен, парализован.

Первичный детский церебральный паралич формируется вследствие:1)наследственных причин;2)действия различных неблагоприятных факторов во время эмбрионального (внутриутробного) развития ребенка;3)тяжелой родовой травмы, чаще несовместимой с жизнью.Но если такого ребенка чудом оживили и спасли – остается несовместимое с нормальным развитием состояние головного или спинного мозга.Таких детей около 10%.

Вторая группа – ДЦП истинный, но приобретенный. Детей с таким диагнозом тоже около 10% . Это дети с приобретенным характером нарушений. Среди причин – тяжелая родовая травма, например, глубокое кровоизлияние во время родов с гибелью участков головного мозга, либо травмирующее воздействие ядовитых веществ, особенно наркоза, а также тяжелое инфекционное поражение мозга с гнойным менингоэнцефалитом и пр. такие серьезные причины, воздействуя на головной мозг и нервную систему ребенка, формируют тяжелую картину ДЦП, но они имеют уже не наследственный и эмбриональный характер, в отличие от первой группы больных ДЦП, а приобретенный. Несмотря на тяжесть поражения, дети могут быть адаптированы к самостоятельному передвижению и самостоятельной ходьбе так, чтобы впоследствии они могли себя обслуживать. Возможна их бытовая реабилитация, чтобы их перемещение было самостоятельным, чтоб их не нужно было носить на руках, так как стареющим родителям это делать невозможно, а тело детское вырастает до значительного веса мужчины или женщины.

Третья группа – ДЦП неистинный приобретенный. Это ложный, псевдо-ДЦП, или вторичный, приобретенный ДЦП-синдром, гораздо более многочисленная группа. На момент рождения в данном случае головной мозг у детей был биологически и интеллектуально полноценным, но в результате действия, прежде всего, родовых травм появились нарушения в различных отделах головного мозга, приводящие к последующей парализации отдельных функций. 80% детей страдают приобретенным ДЦП. Внешне такие дети мало отличаются от детей с истинным ДЦП, кроме одного, - у них сохранен интеллект. Поэтому можно утверждать, что все дети с умной головой, с сохранным интеллектом, никогда не являются детьми с истинным ДЦП. Именно поэтому все эти дети весьма перспективны для восстановления, так как причиной ДЦП-подобного синдрома у них явилась в основном родовая травма – тяжелая или средней степени тяжести.Кроме родовых травм, причиной вторичного (приобретенного) ДЦП является кислородное голодание головного мозга во время беременности, негрубые кровоизлияния в мозг, воздействия отравляющих веществ, физических неблагоприятных факторов.

Кроме диагноза ДЦП стоит остановиться на диагнозе «угроза ДЦП». Он ставится в основном на первом году жизни ребенка. При этом необходимо учесть: пока не выявлены основные причины парализации нервной системы, опорно-двигательного аппарата, пока не проведено современное комплексное обследование ребенка и пока не наступили нормальные, естественные сроки появления ходьбы, нельзя преждевременно ставить диагноз «угроза ДЦП». О таких детях до одного года необходимо много хлопотать прежде всего родителям, консультировать их в самых лучших центрах, у самых лучших врачей для того, чтобы окончательно разобраться в перспективах развития подобного заболевания у ребенка.

Важную и многочисленную группу больных с диагнозом ДЦП составляют дети с так называемым вторичным ДЦП, то есть первично на момент рождения этим детям не было оснований ставить диагноз «ДЦП». Природа таких заболеваний не создает. Откуда же они берутся? Оказывается, все эти дети лишь с ДЦП-подобными заболеваниями, с последствиями родовых травм или воздействия других патологических факторов. Но вследствие неправильного лечения к 7-10 годам они становятся детьми со вторичным ДЦП – абсолютно неперспективными, с необратимыми функциональными нарушениями, с медико-биологическими последствиями, то есть глубокими инвалидами. Эта группа детей полностью лежит на совести врачей. В силу разных причин к ним годами применяли схему лечения ДЦП, не выясняя истинных причин развития двигательных нарушений и других расстройств. Как для лечения ДЦП, использовали сильнодействующие лекарственные средства, поражающие мозг, назначали неадекватные физиопроцедуры, прежде всего, электропроцедуры, применяли мануальную терапию без обоснований , назначали активный массаж тех участков тела, где он нежелателен, использовали методы обкалывания, как при лечении истинного ДЦП, методы электростимуляции, назначали препараты гормонального характера и т.д. Таким образом, неправильное лечение, проводимое годами (5, 7, 10 лет) формирует большую группу инвалидов со вторичным детским параличом. Данная группа детей является большим грехом современной медицины. Прежде всего, детской неврологии. Родителям необходимо об этом знать, чтобы не допустить в нашем обществе формирования и дальше такой группы больных, как дети с ДЦП неистинного, приобретенного, вторичного характера. При правильной современной диагностике, при правильном реабилитационном лечении все эти дети могут восстановиться до нормального состояния, т.е. они могут осваивать определенную рабочую специальность в зависимости от возраста и срока начала адекватной реабилитации.

Как же должны вести себя родители ребенка при диагнозах «угроза ДЦП» или «ДЦП»?

Прежде всего, не опускать руки. Они должны знать, что кроме традиционных неврологических схем лечения ДЦП, в России появилась возможность точной диагностики истинных причин ДЦП. А также для отличия истинного ДЦП от приобретенного, истинных причин, ведущих к парализации мозга, от причин, парализующих временно, т.е. так, что парализующие нарушения обратимы. Особенно эффективной является группа детей, у которых развилось состояние ДЦП в результате родовых травм, так как многие последствия травм обратимы. А обратимость означает излечимость. Поэтому ДЦП, вызванные родовой травмой, лечатся так, что далее у ребенка появляются перспективы восстановления в любом возрасте. Хотя надо отметить, что чем раньше начато лечение, тем оно результативнее. Лучшая излечимость наблюдается у детей до 5 лет – в 90% случаев, до 10 лет – около 60%. После 10 лет, вследствие того, что дети являются запущенными, то есть в их организме к этому времени появляется множество физиологических нарушений, и не только в мозге, но и в костях, суставах, мышцах и других органах, они уже восстанавливаются хуже. Но обязательно восстанавливаются до уровня самостоятельного передвижения и самообслуживания. Эти пациенты должны обращаться и заниматься активно всеми методами семейной реабилитации на дому до появления положительного конечного результата. Безусловно, чем больше возраст ребенка, тем больше времени уходит на восстановление. Но в любом случае нельзя останавливаться и для достижения необходимых результатов необходимо заниматься в домашних условиях. Реабилитации все возрасты покорны.

Екатерина СЕРГЕЕВА

Источник: http://www.mirj.ru/

dislife.ru

ДЦП у детей. Синдромы, признаки и лечение детского церебрального паралича

Детский церебральный паралич, или ДЦП, — это целая группа заболеваний головного мозга, причиной которых является его недоразвитие или повреждение во время беременности и родов.

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте 1 месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте 4 месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте 4 месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте 7 месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

Формы ДЦП

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  1. Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  2. Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  3. Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  4. Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  5. Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Лечение и реабилитация детей с ДЦП

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

ДЦП и лабораторные исследования

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

www.kp.ru

причины возникновения, симптомы, лечение, формы

ДЦП (детский церебральный паралич — расшифровка) — это совокупность нарушений, которые развиваются в момент родов или в пост — родовой период в связи с повреждением структур головного мозга, и характеризуются двигательными расстройствами и нарушениями психики.

Данная патология не является врождённой. Заболевания, которые объединяет патология, не прогрессируют, однако некоторым признакам свойственно со временем проявляться в наибольшей степени.

ДЦП приводит к инвалидности в связи с существенными неврологическими нарушениями и мышечными контрактурами, которые препятствуют нормальной социальной и трудовой адаптации. В классификации болезней МКБ-10 ДЦП стоит под кодом G80.

Патогенез нарушения

Изменения в нервной системе происходят по причине гипоксии и метаболических расстройств, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и работу мозга.

Степень выраженности структурных дефектов мозга определяется разнообразием вредных факторов и периодом их действия. У 30% деток с этим диагнозом присутствуют такие патологии мозга, как микрополигирия, пахигирия, порэнцефалия, агенезия мозолистого тела, которые являются следствием поражения мозга в ранний период эмбрионального развития.

Во многих случаях наблюдаются очаговые аномалии — атрофический лобарный склероз, атрофия клеток базальных ганглиев и зрительного бугра, гипофиза и мозжечка.

Это нарушение характеризуется значительной локализованной атрофией лобной доли, дефицитом развития коры головного мозга, среднего мозга.

Вследствие поражения базальных ганглиев и зрительного бугра образуется разрастание миелиновых волокон с кольцеобразным расположением около сосудов.

В мозжечке при этом выявляется недостаточная миелинизация проводящих путей и изменение нервных клеток.

Почему возникает болезнь?

Главный фактор, определяющий возникновение ДЦП — это повреждение или недостаточное развитие одной из зон головного мозга. Выделяют более 100 причин, почему рождаются дети с ДЦП. Их принято классифицировать по группам:

  • причины, связанные с протеканием беременности;
  • причины, связанные с моментом рождения;
  • причины, связанные с периодом адаптации новорожденного к условиям окружающей среды в первый месяц жизни.

Как показывает практика, почти половина младенцев с таким диагнозом рождаются недоношенными. Такие детки очень уязвимы из-за недоразвития органов и жизненно-важных систем.

Наиболее распространёнными факторами риска считаются:

  • большой размер ребёнка;
  • неправильное предлежание плода;
  • узкий таз женщины;
  • досрочное отслоение плаценты;
  • резус-конфликт;
  • искусственная стимуляция родового процесса;
  • ускорение родов с использованием метода прокалывания околоплодного пузыря.

В постнатальный период причинами поражения ЦНС могут послужить:

  • тяжёлые инфекции — острый герпес, менингит, энцефалит;
  • свинцовая интоксикация;
  • травмы головы;
  • кислородное голодание мозга вследствие закупорки дыхательных путей.

Разновидности и стадии ДЦП

Детские церебральные параличи бывают разные в зависимости от зоны поражения мозга. Выделяют следующие формы ДЦП:

  1. Спастическая диплегия. Поражается часть мозга, отвечающая за двигательную активность рук и ног. Характеризуется полным или частичным параличом конечностей.
  2. Двойная гемиплегия. Поражаются оба полушария мозга, что способствует повышению мышечного тонуса. Это самая тяжёлая форма заболевания. Детки с таким диагнозом не могут двигаться, садиться, стоять и даже держать головку.
  3. Гемипаретическая форма. Поражается одно полушарие мозга с корковыми и подкорковыми структурами. Сопровождается мышечным односторонним параличом.
  4. Гиперкинетическая форма. Поражаются подкорковые структуры. При этом возникают непроизвольные движения. Такая форма зачастую сочетается со спастической диплегией.
  5. Атонически-астатическая форма. Поражается мозжечок. Проявляется в нарушении координации движений и мышечной атонии.

Также принято различать несколько стадий течения заболевания:

  • ранняя — до полу — года;
  • начальная хронически-резидуальная — до двух лет;
  • конечная резидуальная — от двух до четырёх лет и старше.

В конечной резидуальной стадии определяют I степень, при которой дети овладевают навыками самообслуживания, и II степень — некурбельную, с глубокими нарушениями психики и двигательной деятельности.

Клиническая картина

Во многих случаях признаки ДЦП у новорожденных заметны сразу же после появления малыша на свет, но иногда симптомы проявляются постепенно и в данной ситуации очень важно распознать их.

Основными признаками являются:

  • расстройство двигательной активности — малыш долго не держит головку, не переворачивается, не ползает и не ходит;
  • рефлексы грудного периода сохраняются продолжительное время;
  • мышечный тонус повышен или наоборот, понижен, вследствие чего руки и ноги принимают неестественно-вынужденные положения;
  • наличие судорожных припадков;
  • нарушения работы органов зрения и слуха, а также речи;
  • дезориентация в окружающем пространстве;
  • отставание в психическом и эмоциональном развитии;
  • расстройство работы органов ЖКТ и мочевыводящих путей.

Несмотря на то, что в раннем периоде диагностировать ДЦП бывает довольно сложно, крайне важно безотлагательно обратиться к специалисту при обнаружении таких признаков:

  • в месячном возрасте отсутствует рефлекс моргания в ответ на звуковой раздражитель;
  • в четырёхмесячном возрасте ребёнок не поворачивает головку на звук;
  • в этом же возрасте ребёнок не тянет ручки к игрушкам;
  • в семимесячном возрасте малыш не может сидеть самостоятельно;
  • в год ребёнок не произносит первых слов и не ходит;
  • ребёнок задействует только одну руку;
  • наличие приступов судорог;
  • движения заторможенные или напротив, резкие;
  • выраженное косоглазие.

Постановка диагноза

ДЦП можно не выявить в первое время после рождения ребёнка, поэтому требуется проходить систематические обследования для своевременной постановки диагноза.

Точный окончательный диагноз ставится только к концу второго года жизни при наличии выраженных двигательных нарушений, т. к. в раннем возрасте они могут носить быть преходящими. Цель диагностики состоит в наблюдении за отклонениями в физическом и психическом развитии ребёнка.

Комплексная диагностика проводится на основании таких методов:

  • магнитно-резонансная томография;
  • компьютерная томография;
  • УЗИ головного мозга;
  • сбор анамнеза на предмет перенесённых ребёнком и матерью болезней, протекания беременности;
  • физический осмотр для оценки состояния слуха, зрения, мышечного тонуса, рефлексов;
  • анализы и тесты на развитие — определяют скрытую форму патологии;
  • дополнительное обследование для выявления сопутствующих заболеваний.

Также необходимо дифференцировать ДЦП от наследственных заболеваний, хромосомных синдромов, опухолей, затрагивающих нервную систему, нейроинфекций.

Комплекс терапевтических мер

Лечение ДЦП проводится с момента постановки диагноза до конца жизни больного. Первостепенная цель терапии заключается в поддержании и восстановлении всех нарушенных функций.

В дошкольном возрасте очень важно приложить максимальные усилия для того, чтобы реабилитировать ребёнка. Важность процесса реабилитации при ДЦП связана с тем, что в процессе активного развития мозга, выполнение утраченных и нарушенных функций могут взять на себя здоровые отделы.

Лечение в данном случае будет носить симптоматический характер. Основные методы будут направлены на то, чтобы по — максимуму развить доступные для конкретного больного двигательные навыки.

Комплексное лечение основывается на следующих принципах:

  1. Наиболее действенным признаётся метод мануальной терапии. Такой способ направлен на приведение в норму мышечный тонус. Массаж оказывает благоприятное воздействие, процедуры помогают улучшить кровообращение и лимфоток, активизировать метаболические процессы в тканях и работу внутренних органов. При массаже происходит расслабление спастических мышц и стимуляция ослабленных мышц.
  2. Лечебная гимнастика способствует улучшению координации движений. Занятия должны быть регулярными и проводиться на протяжении всей жизни больного , только в этом случае она будет давать положительные результаты. Также благоприятного эффекта можно добиться при помощи занятий на специальном тренажёре.
  3. Физиотерапия заключается в таких процедурах как миостимуляция и электрофорез. Также действенным методом считается электрофлексотерапия. Все методы физиотерапевтического лечения направлены на улучшение мышечного тонуса, улучшение координации движений, формирование правильной речи и дикции. Однако стоит помнить, что такое лечение противопоказано при наличии судорожных приступов.
  4. Медикаментозное лечение проводится с целью стимуляции мозговой деятельности, улучшения процесса обмена веществ в мозге и мышечных тканях, нормализации внутричерепного давления, снижения нервно-рефлекторной возбудимости и улучшения психического развития ребёнка. Среди назначаемых препаратов можно выделить: Церебролизин, Аминалон; Пиридитол, Пирогенал, витамин В12, глутаминовая кислота.
  5. Хирургическое лечение представляет собой операцию на головном мозге. Такие операции необходимы для улучшения двигательной активности в случае необратимого процесса ограниченности подвижности в суставах. В результате хирургических манипуляций разрушаются структуры мозга, провоцирующих неврологические расстройства, среди которых: повышенный мышечный тонус, патологическая двигательная активность ног и рук, непроизвольные движения.
  6. Занятия с логопедом проводится с целью развития и коррекции слухового и зрительного восприятия, а также речеслухового и речедвигательного анализаторов. Программа занятий выстраивается с учётом возрастных особенностей, тяжести поражения артикуляционного аппарата, стадии задержки доречевого и речевого развития, психических и умственных особенностей, а также общего физического состояния организма.
  7. К нетрадиционным, но очень эффективным методам лечения можно отнести иппотерапию. Иппотерапия — это метод лечебной верховой езды. В данном случае положительный результат достигается благодаря стимуляции развития дыхательных рефлексов. Когда ребёнок сидит верхом на лошади, происходит формирование правильной осанки, а также вырабатывается навык удерживания равновесия. Также этот метод способствует тренировке и укреплению мускулатуры, устранению её непропорциональность, регулировке мышечного тонуса, увеличению объёма двигательной активности в суставах.
  8. Также к нетрадиционным методам можно отнести бальнеотерапию, акватерапию, грезетерапию.

Очень часто в надежде вернуть своему ребёнку здоровье родители обращаются к непроверенным способам лечения. Известны случаи, когда использовались методики голодания или фитотерапии, т. е. лечения травами. Фитотерапия, как правило, проводится посредством обёртывания, принятия травяных ванн и употребления лекарственных настоек.

Прежде чем обратиться к нетрадиционным методам лечения, следует помнить, что ребёнок с таким диагнозом, как ДЦП нуждается в квалифицированном лечении, которое подбирается специалистом индивидуально для каждого отдельного случая. Лечение должно проходить только под строгим контролем лечащего врача.

Вспомогательные приспособления

Специальные приспособления ребёнку с детским церебральным параличом необходимы во всех сферах жизнедеятельности. Их существует огромное множество, но к самым необходимым можно отнести такие:

  1. Инвалидное кресло. Используется для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые не могут передвигаться без посторонней помощи.
  2. Ходунки для детей с ДЦП помогают удерживать равновесие ребёнку, который может сам ходить.
  3. Вертикализатор. Приспособление для удерживания вертикального положения.
  4. Сиденье. Представляет собой вид кресла, оснащённого специальными ремнями, которые помогают сохранять правильное положение тела.
  5. Стол и стул. Специально оборудованные предметы мебели, которые также позволяют удерживать нужное положение.
  6. Велосипед для детей с ДЦП имеет три колеса. Благодаря «езде» на таком велосипеде происходит расслабление и укрепление мышц, а также развитие моторики ног.
  7. Тренажёр. Также используется для укрепления мышц.
  8. Кресло-сиденье для ванной. Вспомогательное приспособления для купания ребёнка.
  9. Кресло-туалет. Кресло со съёмным устройством.
  10. Ортез. Корректирует положение суставов и помогает в выработке навыков правильных движений.

Прогноз неутешителен, но…

ДЦП на сегодняшний день не лечится. Но такой диагноз — не приговор. При правильно подобранной тактике лечения, регулярных занятиях лечебной физкультурой можно добиться максимальной адаптации ребёнка к нормальной жизни.

При незначительных повреждениях психической деятельности такие детки могут вести практически полноценную жизнь наравне со здоровыми детьми.

В зависимости от степени поражения мозга, своевременно поставленного диагноза и при правильном успешном лечении, заболевание может минимально отражаться на жизни малыша.

Если интеллект не нарушен, дети с такой патологией проходят обучение в обыкновенных школах, осваивают профессии, достигают успехов в спорте и других видах деятельности.

Что касается инвалидности, категория присваивается при наличии у ребёнка определённых ограничений в жизнедеятельности, которые определяют необходимость в социальной помощи и защите.

Для того чтобы снизить риск развития данного нарушения у ребёнка, во время беременности требуется систематически проходить комплексное обследование. Также необходимо встать на учёт не позднее третьего месяца беременности.

Очень важно придерживаться здорового образа жизни, который предполагает отказ от вредных привычек, правильное полноценное питание, употребление необходимых витаминов, полноценный сон, прогулки на свежем воздухе.

При возникновении инфекционных заболеваний нужно проводить своевременное лечение.

neurodoc.ru

Вашему ребенку поставлен диагноз "ДЦП"

Диагноз «ДЦП» крайне редко ставится сразу же после рождения. Поскольку детский мозг обладает большим восстановительным потенциалом, выявляемое у ребенка перинатальное поражение центральной нервной системы вначале квалифицируются как какой-либо синдром: угнетения, возбуждения (повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), мышечной гипотонии, дистонии, двигательных нарушений. Позже, в возрасте до года, при сохраняющихся минимальных отклонениях в двигательном развитии диагностируется перинатальная энцефалопатия, при более значительных проблемах – угроза ДЦП. Поэтому важно понимать, что диагностировать детский церебральный паралич (ДЦП) на ранней стадии задача довольно трудоемкая, но очень важная.

При не тяжелом повреждении мозга правильное своевременно начатое систематическое лечение приводит к полному или практически полному восстановлению функций мозга, и в дальнейшем развитие ребенка ничем не отличается от развития здоровых детей, или же он имеет минимальные неврологические знаки, не снижающие качество его жизни. Если же повреждение мозга более значительно и лечебные мероприятия не приносят желаемого эффекта, двигательное развитие ребенка нарушается, формируется клиника той или иной формы детского церебрального паралича.

Итак, в медицинской карте Вашего ребенка появился диагноз «детский церебральный паралич» (ДЦП). Что делать? Прежде всего, не нужно отчаиваться и опускать руки. Да, ДЦП полностью излечить нельзя. Тем не менее, при правильном лечении, или, лучше сказать, воспитании, в том числе воспитании активных движений, в большинстве случаев можно добиться значительных успехов, научить ребенка самообслуживанию, самостоятельному передвижению, адаптировать его к имеющемуся двигательному дефекту.

В основе восстановления мозга после действия повреждающих факторов лежит т.н. нейропластичность – свойство человеческого мозга, заключающееся в способности изменения функциональной организации нервных клеток (нейронов) в процессе обучения, т.е. приобретения опыта. Нейропластичность обусловливается постоянно происходящим в головном мозге процессом разрушения и образования связей между нейронами. Под воздействием различных раздражителей (обучения) происходит т.н. синаптический прунинг (англ. Synaptic pruning), т.е. повышение эффективности функционирования нейрональных сетей за счет устранения лишних связей между нервными клетками.

Тяжесть повреждения мозга, с одной стороны, и нейропластичность, с другой стороны, определяют реабилитационный потенциал ребенка, т.е. его возможности восстановления и развития двигательной активности, интеллекта и речи.

Не рассчитывайте, что медикаментозное лечение приведет к и настойчиво. Точно так же, как и при раннем физиологическом развитии здорового ребенка формируются сначала простые движения, а на их основе в дальнейшем – более сложно организованные целостные двигательные акты, так и при воспитании ребенка с детским церебральным параличом (дцп), более сложные движения можно воспитать на основе более простых, которые ребенок уже освоил. появлению у ребенка новых двигательных навыков. Панацеи при церебральном параличе не существует. Применение лекарственных препаратов может лишь создать благоприятный фон для развития активных движений, улучшения памяти у ребенка, в т.ч. формирования следовых образов движений, для уменьшения мышечного тонуса при спастичности. Но необходимо понимать, что любые движения у ребенка, страдающего церебральным параличом, нужно активно формировать, т.е. воспитывать. Это означает, что необходимо заниматься с ребенком лечебной гимнастикой.  И делать это нужно не от случая к случаю, а систематически.

Занятия лечебной гимнастикой должны быть подчинены конкретной задаче: например, необходимо обучать ребенка опираться на кисти вытянутых рук, самостоятельно сидеть, держать кружку, пользоваться ложкой, стоять, правильно выполнять шаговые движения. В настоящее время существуют технические средства, значительно повышающие эффективность лечебной гимнастики, и это, прежде всего, нагрузочные и рефлекторно-нагрузочные устройства.

Обязательным условием эффективного двигательного обучения ребенка является – применение ортопедических изделий для придания правильного положения сегментам тела ребенка в покое, при сохранении им статической позы или при выполнении движений.

Различные ортезы выполняют разные задачи. Так, если ребенок плохо удерживает голову, необходимо применять головодержатель мягкой фиксации (воротник Шанца) не только для того, чтобы помочь ему держать голову, но и затем, чтобы улучшить взаимодействие анализаторных систем его мозга (зрения, слуха, вестибулярного аппарата). Такое взаимодействие способствует лучшему психическому, речевому и двигательному развитию ребенка. Многим детям, страдающим ДЦП, показано применение туторов безнагрузочных на голеностопный сустав и туторов коленных в режиме ночных укладок для борьбы с нарушениями мышечного тонуса и профилактики развития контрактур и деформаций нижних конечностей, нередко – туторов локтевых. Важно помнить, что значительно легче предупредить развитие суставно-мышечных контрактур, чем лечить уже образовавшиеся деформации.

Функциональное ортезирование включает коррекцию кифотических установок позвоночника в позе сидя (ношение эластичных корректоров осанки – реклинатора, реклинирующей системы), а также различных аппаратов на нижние конечности для ходьбы, таких, например, как аппарат на голеностопный сустав с шарниром, который дает возможность ребенку при выполнении шаговых движений ставить стопу правильно, формируя пяточный контакт с опорой.

Нередко при ДЦП, особенно при спастических его формах, на фоне бодрствовании.высокого мышечного тонуса приводящих мышц бедер у ребенка формируется подвывих бедра – осложнение, которое значительно ограничивает возможность применения наиболее фективных нагрузочных кинезитерапевтических технологий (ирефлекторно-нагрузочных устройств) для обучения ребенка новым двигательным навыкам. Поэтому очень важно при т.н. аддукторном синдроме не допустить развития подвывиха или своевременно начать применение корригирующих позицию бедра ортопедических устройств, таких как аппарат для отведения и установки бедра в заданном положении. Такой аппарат необходимо применять длительно в режиме постоянного ношения при бодрствовании.

Родители должны постепенно, но планомерно и настойчиво приучать ребенка к применению ортезов, к регулярным занятиям лечебной гимнастикой. От родителей и близких людей, которые окружают больного церебральным параличом малыша, во многом зависит, каким будет будущее этого малыша: сможет ли он обслуживать себя, самостоятельно передвигаться, учиться, получить профессию в будущем, стать полноценным членом общества. А помогать родителям должны профессионалы: врачи (неврологи, ортопеды), методисты и инструкторы лечебной физкультуры, дефектологи, логопеды.

Два-три раза в год ребенок должен получать курсы восстановительного лечения в специализированном лечебном учреждении, реабилитационном центре, где ему будет составлена индивидуальная программа восстановительного лечения с применением всех современных реабилитационных технологий и технических средств реабилитации. В таком центре, наблюдая за контролируемой врачами работой инструктора лечебной физкультуры и помогая ему в процессе занятия, родители ребенка смогут освоить индивидуальный комплекс лечебной гимнастики для последующих занятий со своим ребенком, смогут научиться использовать все вспомогательные средства, необходимые для более успешного развития ребенка.

При своевременном и правильном лечении (воспитании) многие дети, больные ДЦП, получают среднее образование в школе наравне со здоровыми детьми, блестяще оканчивают высшие учебные заведения, занимаются умственным трудом, спортом, искусством и т.п. Успехов Вам и Вашему ребенку!

labirint42.ru