Skip to main content

Роль педагогической коррекции в лечении узелков голосовых складок у детей. Узелки крикунов у детей


Узелки голосовых складок : причины, симптомы, диагностика, лечение

Основными жалобами лиц, использующих в профессиональной деятельности голосовой аппарат, являются быстрая утомляемость голоса, звучание голоса в неполном диапазоне (голос «садится»), ощущение дискомфорта в горле, сухость, першение. Среди работников со стажем в профессии от 3 до 10 лет отмечаются расстройства голоса (дисфонии) вплоть до полной охриплости (афония), боли в горле и в области шеи при выполнении голосо-речевых функций.

Начальный период заболевания характеризуется развитием функциональных нарушений в голосовом аппарате, наиболее часто проявляющихся в виде фонастении. Фонастения ( от греч. phone — звук и asteneia — слабость) - наиболее типичное функциональное нарушение, которое встречается преимущественно у лиц голосо-речевых профессий с неустойчивой нервной системой. Основной причиной её возникновения является повышенная голосовая нагрузка в сочетании с различными неблагоприятными ситуациями, вызывающими расстройства нервной системы. Для больных фонастенией характерны жалобы на быструю утомляемость голоса; парестезии в области шеи и глотки; першение, саднение, щекотание, жжение; ощущение тяжести, напряжённости, боли, спазма в глотке, сухости или, наоборот, повышенной продукции слизи. Весьма типичными для этой патологии являются обилие жалоб и тщательная детализация их больным. В начальной стадии заболевания голос звучит обычно нормально, а эндоскопический осмотр гортани не выявляет каких-либо отклонений от нормы.

Часто возникновению узелков голосовых складок предшествуют катаральный ларингит и длительно текущая фонастения. Последняя вынуждает больного напрягать голосовой аппарат, а первая способствует пролиферативным процессам, результатом которых могут быть не только узелки, но и другие доброкачественные опухоли гортани. В начальном периоде образования узелков больные ощущают легкое утомление голосового аппарата и неадекватное образование певческих звуков при пиано (тихие звуки), особенно на высоких тонах. Затем возникает деформация голоса при любых звуках: создается ощущение «расщепленности» голоса, примеси вибраторных звуков, при этом громкая речь требует значительного напряжения голосового аппарата. Это обусловлено тем, что при фонации узелки препятствуют полному смыканию голосовых складок, из-за чего образующаяся щель вызывает повышенный расход воздуха, понижается подскладочный воздушный подпор, и сила голоса не может достигнуть желаемого уровня. При ларингоскопии выявляются изменения.

У детей узелки голосовых складок наблюдаются чаще всего в возрасте 6-12 лет, чаще у мальчиков, голосовой аппарат которых в стадии гормонального развития более подвержен альтерации при голосовых нагрузках. При этом следует иметь в виду, что детские игры в этом возрасте неизменно сопровождаются соответствующими криками. Замечено, что образование узелков голосовых складок у детей нередко сопровождается вторичным катаральным ларингитом, обусловленным наличием аденоидов и нарушением носового дыхания. Удаление аденоидов у таких детей, как правило, приводит к спонтанному исчезновению и узелков голосовых складок.

ilive.com.ua

Самарские Родители - Детские голосовые связки

1-Как формируются детские голосовые связки.

Голосовые связки являются одним из главных звеньев в формировании голоса.

Голос формируется путем прохождения струи воздуха, выдыхаемого легкими, через гортань, где образуется вибрация голосовых складок и происходит образование первичного звука. Этот звук очень слабый и не напоминает собой обычный человеческий голос. Привычную для нашего уха силу и окраску он получает благодаря ротовому и носовому резонатору.

Каждый голос имеет свои акустические характеристики: силу, высоту и тембр. Голос ребенка отличается от голоса взрослого человека в силу неполной анатомо-физиологической зрелости голосового аппарата. Детская гортань примерно в 2-2,5 раза меньше по своим размерам, чем гортань взрослого. Соответственно, более короткими являются и голосовые складки, грудной резонатор еще мал по объему и слаб. В связи с этим преобладающую роль в голосообразовании играют верхние резонаторы, дающие высокое звучание. Голосовые складки колеблются только своими краями. Поэтому детские голоса характеризуются небольшой силой, малым диапазоном и практически одинаковы у мальчиков и девочек.

2.Осипший голос – опасно ли это для детских связок? Почему это происходит? Сколько времени это может продолжаться?

К осиплости голоса могут приводить заболевания голосовых связок, некоторые из которых достаточно опасны и могут иметь серьезные последствия. Среди них острый ларингит, ведущий к отеку гортани, дифтерия гортани, папилломатоз   гортани, злокачественные и доброкачественные опухоли гортани. Все названные заболевания ведут к острой или хронической обструкции гортани и при отсутствии корректной своевременной помощи могут привести к летальному исходу или к инвалидности. Поэтому родителям необходимо своевременно обращаться к врачу при первых признаках впервые появившейся осиплости голоса.

Осиплость голоса может быть врожденной при аномалии развития гортани или верхних резонаторов: полости носа, рта, при таких заболеваниях, как волчья пасть или заячья губа, ведущих к закрытой или открытой гнусавости и, соответственно, к нормальному формированию голоса.

3.Как меняются детские связки с возрастом? Как это влияет на голос ребенка?

Возрастные изменения голоса или мутация – это физиологическое явление, которое происходит в период полового созревания и связано с преобразованием детского голоса в голос взрослого человека. Наиболее заметно это явление у мальчиков. Под влиянием мужских половых гормонов происходит дисгармоничный, неравномерный рост отдельных частей голосового аппарата. Мутация голоса связана с быстрым ростом гортани. Голосовые складки у мальчиков удлиняются на 6-10 мм, т.е. на 2/3 длины. У девочек складки удлиняются только на 3-5 мм. У мальчиков подчас возникает напряжение дыхания, т.к. смыкание голосовых складок неполное, и для произведения звука полной силы нужно напрягать дополнительно дыхательные мышцы.

У девочек голос тоже меняется, но без резких изменений. Голос приобретает грудное звучание, становится более сильным.

После периода мутации голос обретает свою индивидуальность. Эти процессы относятся к функциональным нарушениям голоса.

4.Как отличить осипший голос ребенка от голоса, претерпевающего возрастные изменения.

Причины расстройства голоса разнообразны. Это могут быть заболевания и травматические повреждения гортани и голосовых складок, нарушение резонаторной системы голосообразования, болезни органов дыхания и сердца, эндокринные заболевания, в частности, заболевания щитовидной железы, нарушения слуха, влияние внешних факторов, например, таких как курение, пыль, перепады температур, перенапряжение голоса, психогенные факторы.

Для того чтобы уточнить причину осиплости голоса в первую очередь необходимо тщательно собрать анамнез и произвести осмотр гортани у врача.

5.Если голос ребенка постоянно осипший – нормально ли это? О чем это может свидетельствовать.

Голос ребенка должен быть звонким. Если возникают проблемы, связанные с осиплостью голоса, это можно расценивать как признак заболевания.

Часто причиной осиплости голоса у детей является заболевание, которое называется «певческие узелки» или «узелки крикунов»: на голосовых связках образуется ограниченное уплотнение в виде маленьких узелков, которые препятствуют плотному смыканию. Образование таких узелков чаще всего вызывается переутомлением, перенапряжением голоса, криком.

Другое часто встречающееся заболевание, ведущее к длительной осиплости голоса у детей – это папилломатоз гортани. На голосовых складках образуются папилломы, которые разрастаются и переходят на другие части гортани, по форме напоминая цветную капусту. Это заболевание приводит не только к стойкой осиплости гортани, но и к затрудненному дыханию.

6.Как распознать и лечить заболевание голосовых связок?

Заболевание голосовых связок может распознать только врач после тщательного сбора анамнеза и обследования. Уточнив все возможные причины, ведущие к появлению осиплости голоса, специалист проведет осмотр лор-органов, исследование носа, носоглотки, полости рта, глотки и гортани.

Для исследования гортани используется непрямая ларингоскопия, которую пациенты переносят с трудом из-за повышенного рвотного рефлекса. Исследование гортани с помощью жесткого эндоскопа дает больше информации и переносится больными легче. У совсем маленьких детей по показаниям используется прямая ларингоскопия под наркозом.

В соответствии с установленным с помощью проведенной диагностики голосовых связок диагнозом назначается лечение.

Так, например, при таком заболевании как «узелки крикунов» назначается голосовой покой на 2-3 недели, щадящая диета, масляные и лечебные заливки в гортань, щелочно-маслянные ингаляции до 2-х недель, физиотерапия, витаминотерапия, климатотерапия. Лечение «узелков крикунов» требует от доктора и родителей ребенка особенно длительного терпения и настойчивости в достижении цели выздоровления ребенка.

При других заболеваниях голосового аппарата, ведущих к осиплости голоса, нередко требуется хирургическое вмешательство, вплоть до наложения трахеостомы.

7. Приведите примеры из собственной практики – ситуации, в которых родительские волнения были беспочвенны и ситуации, когда родители запустили здоровье детских связок.

В моей практике несколько раз встречались пациенты с диагнозом «папилломатоз гортани», который сопровождается стойкой осиплостью голоса, иногда афонией (отсутствием голоса). Такие пациенты поступают в лор-отделение с симптомами затрудненного дыхания, как правило, в таких случаях требуется экстренное оперативное вмешательство для освобождения входа в гортань и восстановления дыхания. Это заболевание достаточно сложное и часто рецидивирует (повторяется).

Что касается беспочвенных волнений родителей по поводу осиплости голоса у детей, то можно сказать, что волнение родителей всегда объяснимо, и лучше заниматься профилактикой заболевания, чем его лечением.

Комментарии

www.samarskie-roditeli.ru

Узелки голосовых складок у детей

Голос каждого человека закладывается до его рождения, когда младенец находится в утробе матери. Еще не родившийся малыш в материнском животе способен издавать звуки, выражая радость, удовольствие или боль и страх.

Голоса людей могут быть похожи, но не бывает абсолютно одинаковых, они отличаются по высоте, силе, тембру, а голос ребенка никогда не перепутаешь с голосом взрослого. У малышей высокие, тонкие очень звучные голоса, не имеющие характерной половой окраски в младшем возрасте. Отличить мальчика от девочки довольно трудно по младенческому крику и детскому лепету.

Откуда же он берется?

Поток воздуха из легких проходит через гортань, где возникает вибрация голосовых связок, и появляется слабый звук, который обретает силу и звучание благодаря носовому, ротовому резонатору, придаточным пазухам. Так рождается голос, с присущими только ему уникальными и индивидуальными особенностями каждой личности.

Состояние голоса – это показатель работы не только всего голосового аппарата, но и дыхательной, иммунной, нервной системы и многих других органов.

Так, например, если у маленькой девочки слишком низкий и грубый голос, то помимо банальной простуды горла у нее могут быть заболевания всей дыхательной системы. А если, наоборот, голос чересчур вялый, тихий, то подобные признаки могут говорить об эндокринных патологиях, отклонениях в центральной нервной системе и т.д.

Крикуны

Маленькие дети кричат и напрягают голос в два раза чаще взрослых (не считая певцов, педагогов и людей других профессий, требующих максимального участия голосовых связок).

Если ребенок постоянно кричит, очень громко разговаривает или плачет, у него могут возникнуть заболевания голосового аппарата. Наиболее распространенное из них - это узелки голосовых складок или в простонародье – "узелки крикунов".

Узелки крикунов – это небольшие парные образования соединительной ткани, появляющиеся по краям голосовых складок и приводящие к изменению голоса ребенка – его осиплости. Узелки можно перепутать с полипами, поэтому только врач сможет точно поставить диагноз. Но для собственного понимания нужно запомнить, что узелки всегда одного размера, по цвету не отличаются от самих голосовых связок и располагаются парно и симметрично.

Узелки на голосовых складках могут возникнуть в любом возрасте, но у детей чаще всего они появляются в результате больших нагрузок на голосовые связки, а также как последствие хронического ларингита. Дети с нарушениями носового дыхания. аденоидами. а также занимающиеся профессионально пением также находятся в зоне риска.

Основные симптомы:

  • осиплость, хриплый голос у ребенка;
  • боль, дискомфорт во время речи;
  • быстрая утомляемость голоса.

Не стоит оставлять без внимания часто "садящийся" голос ребенка и списывать все на простуду. Вышеуказанные признаки могут говорить не только о наличии узелков, но и о других заболеваниях у маленького крикуна, таких как нарушение слуха, врожденные пороки развития гортани, кисты и полипы на голосовых связках, проблемы со щитовидной железой, эндокринные патологии и т.д. Поэтому при появлении подобных симптомов обязательно нужно обратиться к детскому отоларингологу и фониатору .

В медицинском центре "Медицентр" (СПб, Приморский район) Вы можете записать ребенка на консультацию к детскому ЛОР врачу. который диагностирует "узелки крикунов".

Лечение

Лечение узелков голосовых складок у детей протекает комплексно, в зависимости от возраста ребенка и степени тяжести болезни.

Маленьким детям очень полезна фонопедия. помогающая правильно использовать свой голос, устанавливающая дыхание и корректирующая голосовые привычки малыша. Часто детям назначают лечебную физкультуру и дыхательную гимнастику, которые проводятся в игровой форме. Может быть назначена физиотерапия . В качестве лекарственных препаратов применяют успокоительные средства, витамины. Кроме того, важно соблюдение малышом диеты, исключающей острую, пряную и холодную пищу, газированные напитки, а также спокойный голосовой режим для юного пациента, предполагающий тихую речь, по возможности исключение крика, громкого плача. В некоторых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство.

У вас есть вопросы?

Получить подробную информацию об услугах и ценах и записаться на прием вы можете круглосуточно по телефону +7 (812) 640-55-25

Информацию о расположении нашей клиники и схему проезда вы найдете в разделе Контакты .

≫ Больше информации по теме: http://kids.medi-center.ru/statji/uzelki-golosovyh-skladok-u-detey

live-excellent.ru

Роль педагогической коррекции в лечении узелков голосовых складок у детей

Екатерина Осипенко:

Добрый день, уважаемые слушатели и зрители канала «Мадиаметрикс». Сегодня в эфире «Школа здорового голоса», Екатерина Осипенко. В нашей школе мы рассказываем обо всём, что связано с голосом. Сегодня в гостях человек, который помогает голосу быть всегда в состоянии боевой готовности. Преимущественно разговаривать мы будем о детях. Я хотела бы представить вашему вниманию логопеда, фонопеда, кандидата педагогических наук, Юлию Сергеевну Кривых, которая работает в отделении фониатрии Федерального центра оториноларингологии. Добрый день.

Юлия Кривых:

Добрый день, Екатерина Владимировна, уважаемые слушатели. Конечно, голос - это бесценный дар природы, и говорить о нём можно очень долго. И, конечно, школа Екатерины Владимировны, «Школа голоса» - это очень ценный проект.

Екатерина Осипенко:

Сегодняшняя тема может заинтересовать очень многих людей, особенно мам поющих детей, кричащих детей, очень активных. Существует диагноз «узелки голосовых складок». Я, как доктор, могу сказать, что это псевдоопухолевое состояние. Вы могли бы свою позицию в этом вопросе нам рассказать?

Юлия Кривых:

Когда родители слышат диагноз «узелки», они думают, что это опухоль очень серьезная. Но можно сказать, что это ошибки в фонации. Это неправильная техника подачи голоса ребёнком. Можно сказать, это как мозоль на голосовых складочках в месте наиболее плотного смыкания, которая травмируется при форсированной атаке голосом. Ребёнок кричит, визжит, очень громко смеется, он плачет, и это место становится неспокойным, которое приводит к образованию таких мозолей, узелков. Эта проблема частая: в среде детского возраста 50-60% занимает нарушение голоса в виде узелков.

Узелки голосовых складок – это вроде мозоли в месте наиболее плотного смыкания голосовых складок.

Екатерина Осипенко:

Можно ли дать психологический портрет ребенка, у которого есть узелки голосовых складок?

Юлия Кривых:

Мы видим, что это ребенок очень гиперактивный, у него синдром двигательного внимания, рассеянного внимания. Это ребёнок, который будет перебегать с одного места на другое, он не будет усидчив, будет постоянно находиться в игровой деятельности – посидел с машинкой, тут же возьмет карандаш, тут же начнёт складывать кубики. Это бесконечная смена деятельности, он не будет фокусировать внимание только на одном. Он будет перебивать взрослых, будет что-то требовать, будет кричать, будет испытывать агрессию на маму, на папу.

Екатерина Осипенко:

Скажите, пожалуйста, каким голос ребенка должен быть в норме?

Юлия Кривых:

Голос ребенка должен быть звучный, чистый, мелодичный, полётный, не имеющий никаких нарушений в тембровой окраске голоса, никаких призвуков. Детки с узелками, в первую очередь, будут отличаться осиплостью. Но она может быть различной степени: может быть незначительной, когда только диагностируют начальную форму – мягкие узелки, и может быть до осиплости, до шепотной речи. Самоконтроль у ребенка отсутствует, и родители думают, что у ребенка с рождения такой голос, что это нормально, природное явление. И хорошо, если этот ребёнок попадает в вокальный коллектив, где педагог по вокалу замечает, что голос ребенка не звучит. Очень часто не родители беспокоятся о голосе ребенка, а педагоги. Часто ребёнок сам начинает жаловаться. Но он жалуется не на голос, а показывает, что у него болит горлышко. Родители идут не с проблемой голоса, а  говорят о том, что у ребенка болит горло. Боль в мышцах шеи приводит к тому, что родители лечат это горло и ходят к ЛОР-врачам.

Екатерина Осипенко:

Существуют определенные социальные условия для формирования узелков. Это может быть коллектив, домашние условия, всё, что связано с пением. Неспроста есть такое понятие, как узелки крикунов.

Юлия Кривых:

Да. Потому что крик – это форсированная речь. Если ребёнок делает это очень часто, и родители при этом его не пресекают, сами говорят дома на повышенных тонах, то ребёнок копирует родителей, этот крик входит в норму. А если он приходит в дошкольное учреждение, и там за счёт шума дети будут говорить громче – ребёнок воспитывает у себя этот крик. Тем самым он несет огромную нагрузку на голосовые складки, место наиболее плотного смыкания, и становится неспокойным. Если родители тоже говорят громко, то они не замечают, что голос ребенка страдает. Потом уже кто-то распознает проблему, например, врач на медицинском осмотре.

Екатерина Осипенко:

Какова в этой ситуации роль фонопеда? Вы ведете работу с родителями, не только с детьми?

Юлия Кривых:

 На самом деле, роль семьи в воспитании ребенка в семье играет огромное значение в лечении нарушений голоса. Ребенок чаще всего приходит с мамой, беседа начинается с того, что мы должны маме рассказать, что стоит обратить внимание на условия в семье. Например, ребёнок не один в семье, и его ревностное отношение к другому ребенку выражается в агрессивной настроенности, которая провоцирует эти крики, плачи, дает возможность ребенку выражать себя, чтобы мама его увидела и взяла на ручки. Мы говорим маме, что стоит обратить внимание, как ведет себя ребёночек, что его беспокоит, на что он больше раздражается.

Заливистый смех – это тоже не очень привычная ситуация для гортани. Смеяться нужно правильно. Вчера была девочка, ее так и хотелось назвать девочка-хохотушка, потому что она так смеялась! Смеялась очень громко, продолжительно, а мама смеялась вместе с ней. Для меня это вроде как хорошо – ребёнок смеётся, это положительно. Но это и губительно для голоса.

Факторы риска для формирования узелков голосовых складок: кашель на фоне простуды, бронхит, слезы, громкий смех, крики.

Екатерина Осипенко:

Скажите, пожалуйста, детей какого возраста Вы наиболее часто видите у себя на приеме?

Юлия Кривых:

 Я бы выделила 2 основные группы возрастного диапазона: дети от 5 до 10 лет, это связано с тем, что ребенок в этом возрасте попадает в новый коллектив – школа, первый класс, он начинает посещать различные вокальные коллективы и студии, театральные студии. И возраст от 11 до 14 лет, когда ребёнок начинает взрослеть, этот возраст сопряжен с мутацией, физиологическим состоянием, когда голосовой аппарат растет. В этом возрасте необходимо наиболее уделить внимание голосу ребёнка, а ребёнок продолжает ходить на вокальные занятия, у него огромная нагрузка в школе, он выступает. На этот период назначается режим сбережения голоса.

Екатерина Осипенко:

Чем отличается логопед от фонопеда? Какие методы логопедической и фонопедической коррекции Вы используете?

Юлия Кривых:

Я тоже логопед, но прошедший обучение на рабочем месте по фонопедии. Фонопед – это педагог, который лечит больной голос специальными физическими упражнениями, голосовыми. Это педагог, занимающийся проблемами в гортани, они могут быть разными, это не только узелки. Фонопедическая реабилитация не может быть без врача фониатра, потому что мы работаем только в тесном тандеме. На фоне медикаментозного лечения мы предлагаем фонопедическую коррекцию. Даже если медикаментозное лечение оказывает положительный результат, он может действовать короткий период, и узелки могут вновь появиться. А фонопедическая реабилитация позволяет формировать у ребенка навыки правильного голосоведения без ущерба голосовым складкам. Без сдавления, форсирования, когда он выражает свои желания в громкой речи. Ребёнок начинает говорить более мягко, спокойно, свободно, освобождая гортань от сильной нагрузки, и узелки постепенно начинают рассасываться. Упражнения, которые мы применяем, направлены на формирование наиболее мягкой фонации.

Екатерина Осипенко:

Я вдруг поняла, что даже не слышу, о чем Вы говорите, так как я обратила внимание на Ваш голос. Вы настолько мягко, вкрадчиво это объясняете. Это глубокий психотерапевтический эффект. Фонопед и фониатр – это первые люди, которые должны оказать рациональную психотерапию. Есть дети, которым бывает тяжело в семье. В этой ситуации фонопед дает родителям обратную реакцию, разъяснения. Это очень важно в плане коррекции голосового нарушения, родители сами обучаются во время занятий.

Как это обучение происходит? Дети пришли, поработали с педагогом 2-3 раза в неделю, но дома ведь они тоже делают упражнения?

Юлия Кривых:

Конечно, потому что без родителей, без семьи упражнения будут бессильны, необходимо дома прорабатывать, закреплять. Всё, что мы можем предложить, не будет работать, пока вы с ребенком сами не начнете заниматься. Это тренинг, в любом тренинге должен быть результат. Он возможен только после постоянных тренировок.

Нужно начинать малого. После занятий дома с ребеночком, родители приходят ещё раз, и мы можем проконтролировать, проверить, как занимается ребёнок, дать новые упражнения. Наш курс рассчитан приблизительно на 7-10 сеансов, при ежедневной тренировке мы имеем результат. Когда заметен результат, сразу видно, что родители приложили усилия, это всегда заметно, я их хвалю.

Екатерина Осипенко:

Голосовые упражнения – это и дыхательная гимнастика, и артикуляционная гимнастика, затрагиваются все разделы, которые принимают участие в голосообразовании?

Юлия Кривых:

 В первую очередь, это дыхательный отдел, мы формируем навыки нижнереберного дыхания, которое как бы в живот, чтобы сформировать плавность воздушной струи. Потому что у таких деток часто нарушено дыхание, оно у них короткое, поверхностное – ребенок берет вдох в плечи, в грудь, и говорит на очень коротком выдохе. Родители иногда даже жалуются, что ребенок захлебывается, он говорит и бесконечно хватает воздух. Поэтому мы работаем над дыханием, формируем воздушную струю, которая будет длительной, плавной, и на таком выдохе ребенку легче сформировать звучный, мелодичный, мягкий голос. Это работа и над артикуляционной системой, это губы, язык, мягкое, твердое небо. То есть, если все звуки образуются в полости рта, и если губы, язык напряжены – мы не видим мягкой фонации, поэтому здесь тоже ведется работа. Это и релаксация, потому что эти дети очень сильно напряжены, при разговоре мы отмечаем, что напрягаются мышцы шеи, видны вены. Нам нужно расслабить этот отдел, дать упражнения, которые позволяют снять напряжение с плечевого пояс, расслабить плечи: самомассаж, поглаживание – это все несет огромный результат в общей работе.

Екатерина Осипенко:

Как можно заметить, что у ребенка напряжены плечи?

Юлия Кривых:

 Они находится свернутыми, больше подняты. Вся речь идет скандированная, с плечевым напряжением. А по мышцам шеи видно, виден выраженный венозный рисунок и набухание вен. При фонации венки вздуваются. Это говорит, что ребёнок использует агрессивную технику голосоведения. Здесь необходимо помочь ребёнку с профилактикой, чтобы голос в дальнейшем не пострадал.

Екатерина Осипенко:

А что касается детей поющих? Они чем-то отличаются от крикунов?

 Юлия Кривых:

Эти дети могут быть как крикунами, так и вокалистами. Вокал – это группа риска образования нарушения голоса, но здесь работа по тому, чтобы нарушений в голосе не возникало, ложится на вокального педагога.

Екатерина Осипенко:

Существует ошибочное мнение, что если у ребенка есть проблемы с голосом, то при занятиях вокалом эта проблема уйдёт.

Юлия Кривых:

 Конечно, это так. Родители ведут детей на пение. Хочется каждому родителю сказать, что отдавая ребенка в музыкальную школу или вокально-театральную студию, лишний раз нужно проверить голосовой аппарат. Чтобы потом при работе с этим ребенком не обвинить вокального педагога.

Екатерина Осипенко:

Почему важно подобрать правильный репертуар для ребенка?

Юлия Кривых:

Потому что всё больше детей захватила звездная болезнь, все хотят петь, выступать. Но голосовой аппарат – это еще не окрепшая система, которая растет. И тот репертуар, который может петь взрослый человек, не подходит ребенку. За счёт того, что берутся сложные диапазоны, ноты, которые ребёнок не может взять чисто физически.

А пение – это, в первую очередь, эмоции, которые взрослый человек во взрослом репертуаре может использовать. Ребенку это трудно, он больше зажимается и не показывает красоты и полетности звука. Это приводит к тому, что ребёнок начинает форсировать. Он форсирует голосом, пытается подражать, это будет внутренним зажимом.

Поэтому здесь нужно заниматься профилактикой заболевания голосового аппарата и ЛОР-органов. Есть режимные моменты, которые необходимо знать: не петь в простывшем состоянии, когда ребенок простывает и болеет, когда у него заложен нос, болит горлышко, он кашляет, а родители всё равно ведут ребенка, боятся пропустить занятие с педагогом, это неправильно. В первую очередь, необходимо на этот период создать голосовой покой, пролечить ребенка.

Родителям нужно внимательно относиться к ребенку, который занимается пением, периодически проверять его на голосовые нарушения у врача.

Екатерина Осипенко:

А что делать ребенку, которому необходимо скинуть заряд своей бодрости? Некоторых детей до глубокой ночи невозможно успокоить.

Юлия Кривых:

 Могут помочь психологи-неврологи, потому что нужно узнать причину такой поведенческой реакции. Например, посмотрев мультики, ребёнок не может уснуть, мама жалуется.

Екатерина Осипенко:

Каким должен быть распорядок дня у такого ребенка?

Юлия Кривых:

В первую очередь, создание голосового покоя. Мы не говорим о том, что ребёнок должен замолчать, этого не один ребёнок не сделает. Но нужно заменить игры на более усидчивые, настольные. Это рисование, лепка, конструирование, пазлы, мозаики. То, что может дать ребенку возможность посидеть и позаниматься своим любимым делом, но молча. Это исключение спортивных соревнований. В семье, где есть такой ребёнок, можем создать более подходящие условия, между собой не ругаться, не кричать, побольше гулять с ребенком.

Нельзя забывать и о питании, потому что продукты, которые раздражают слизистую горлышка, раздражают слизистую в гортани. Исключаются газированные напитки, острое, пряное, грубая пища, чипсы, сухарики. Нужно есть более мягкую, щадящую, приятную пищу комнатной температуры.

Екатерина Осипенко:

Спасибо огромное, Юлия Сергеевна. Мы в «Школе здорового голоса» Екатерины Осипенко поговорили об узелках голосовых складок у детей, о том, почему они формируются. С нами была Юлия Сергеевна. Спасибо большое за такой прекрасный рассказ. Я думаю, что нашим родителям это будет полезно, и каждый обратит на своего ребёнка дополнительное внимание с точки зрения голоса.

Юлия Кривых:

 Хочется сказать, чтобы родители обращали внимание на голос ребенка и вовремя обращались к врачу. Проблему легче предупредить, чем потом долго и тщетно лечить.

Екатерина Осипенко:

Спасибо огромное. Всего доброго, до свидания.

doctor.ru

6.6. Фонопедия при узелках голосовых складок

Узелки голосовых складок — это мелкие доброкачественные образования, возникающие симметрично на обеих голосовых складках на границе передней и средней третей их длины — точке наиболее плотного их смыкания при фонации (рис. 11).

Узелковые образования у взрослых обычно называют «певческими узелками», а у детей — «узелками крикунов». По данным литературы, среди взрослых они чаще всего возникают у женщин в возрасте 25—30 лет, среди детей — у мальчиков 8—12 лет. Размер узелков колеблется от макового до просяного зерна.

Главная причина их образования — форсирование голоса. У певцов узелки (откуда пошло название «певческие») появляются при форсировании голоса, пении сверх своих вокальных возможностей, недостаточном владении вокальной техникой. Нередко узелки возникают у педагогов, лекторов. Причина та же: форсирование голоса при отсутствии навыков правильного голосоведения.

Дети, у которых наблюдаются узелки на голосовых складках, обычно очень подвижны, шумны, крикливы. По мнению А. Митринович-Моджевской (1965), фоном для их появления служит снижение тонуса голосовых складок, а также простудные и инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.

Наличие узелков изменяет голос. Появляются охриплость разной степени выраженности, дрожание и тремолирование голоса, невозможность правильно интонировать звук, придыхание при речи и пении; жалобы на большое напряжение и голосовую утомляемость.

Певческие узелки формируются постепенно. Сначала это мелкие мягкие образования, которые достаточно хорошо поддаются медикаментозному лечению. Необходимым условием эффективности лечения является временное ограничение голосовой нагрузки и изменение манеры голосоведения. При позднем обращении с уже сформировавшимися узелками медикаментозное и физиотерапевтическое лечение успеха не дают и показано хирургическое вмешательство. Детям, имеющим узелки на голосовых складках, хирургическое лечение не проводят до пубертатного периода.

В любом случае — на фоне лечения или после хирургического удаления — необходимо проводить фонопедию, в задачи которой входит изменение способа голосоведения и укрепление голосовой и дыхательной мускулатур.

На подготовительном этапе после разъяснения необходимости проведения специальных функциональных тренировок голосового аппарата приступают к коррекции дыхания. Цель дыхательных упражнений — формирование костно-абдоминального типа дыхания и нахождения дыхательной опоры. На первых занятиях дыхание тренируется в положении лежа с контролем за движением стенки живота и удлинением выдоха через рот, как это было описано в предыдущих разделах.

Затем дыхательные упражнения с использованием комплексов, представленных в Приложении (на с. 137, 138 — для взрослых и на с. 133, 134 — для детей), проводятся либо в кабинете лечебной физкультуры, либо самим логопедом.

С детьми младшего возраста тренировки лучше осуществлять в игровой форме. Используются, например, такие игры.

1. «Трубач». Исходное положение сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку около рта и приподняты вверх. Вдох, затем медленный выдох через трубочку с произнесением пф-ф.

2. «Семафор». Исходное положение сидя на стуле, на вдох поднять руки в стороны, на выдох медленно опустить, произнося длительное с-с.

3. «Маятник». Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделать вдох, затем на выдохе наклонить туловище в одну, потом в другую сторону, произнося ту-ух.

4. «Рубка дров». Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч. Руки, сжатые в замок, поднять над головой — вдох, наклониться вперед, произнося на выдохе у-х.

5. «Гуси летят». Медленная ходьба. На вдох руки развести в стороны, на выдох опустить их, произнося г-у.

6. «Свисток». Исходное положение сидя на стуле. В одной руке кружка с водой, в другой — трубочка. Сделать вдох и на выдохе через трубочку в воду произнести у.

Каждое упражнение выполняется 4—5 раз подряд.

Для снятия напряжения голосового аппарата полезно проводить упражнения для релаксации мышечного тонуса (во всех случаях исходное положение — сидя на стуле прямо).

1. Опустить голову, касаясь подбородком грудной клетки, и медленно отводить ее попеременно то к правому, то к левому плечу, произнося гласные звуки на придыхательной атаке.

2. Сделать короткий вдох, на выдохе при широко открытом рте выложить распластанный и расслабленный язык на нижнюю губу, выдвинув его из полости рта как можно дальше.

3. Слегка погладить ладонями сверху вниз переднюю поверхность шеи и верхнюю область грудной клетки, затем, мягко похлопывая грудную клетку, протяжно произносить ммь-м-мь; н-нь-н-нь.

4. На придыхательной атаке произносить слоги ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе, хи-хи-хи.

Эти упражнения подходят и детям, и взрослым, каждое выполняется также 4—5 раз подряд.

После описанных тренировок методом проб подбирается оптимальный по звучанию и доступности способ подачи голоса на мягкой атаке. Обычно это произнесение сонорных [м] или [н]. Звук произносится «в маску» изолировано, затем вводится в состав слогов и слов. Постепенно закрепляется нормальная фонация. Правильность подачи голоса контролируется аудитивно при обязательном ощущении комфортности и удобства произнесения.

Если узелки еще не достигли последней стадии своего формирования (когда они становятся крупными, спаянными с подлежащими тканями), то фонопедия может привести к их исчезновению. В дальнейшем и дети, и взрослые, у которых появлялись узелки, нуждаются в периодическом наблюдении как с точки зрения возможного их рецидива, так и для контроля за манерой и способом голосоподачи.

Приведем выписку из истории болезни.

С.В., 8 лет, учится во II классе. Впервые обратились к врачу 18.10.1999 г. с жалобами на резко охриплый голос. Со слов матери нарушение появилось около года назад. В семье связывали это с простудой. Постепенно такое состояние усиливалось. Оториноларинголог по месту жительства поставил диагноз — узелки голосовых складок. Мальчик был направлен на дополнительную консультацию в фониатрическое отделение.

При осмотре — слизистая оболочка гортани розовая, голосовые складки бледные, на границе передней и средней их третей конусовидные образования менее просяного зерна. Колебания голосовых складок синхронные с малой амплитудой, смыкание неполное, длительность фонации укорочена. Диагноз был подтвержден.

По словам матери, мальчик обычно бывает беспокойным, шумным, говорливым, много кричит во время игр, особенно на улице. Анамнез не отягощен, однако ребенок часто болеет простудными заболеваниями.

Были назначены физиотерапия и вливания в гортань с параллельным проведением фонопедии. После консервативного лечения тренировки продолжались 3 мес. Фонопедические занятия проводились амбулаторно раз в неделю. Дома занимался самостоятельно под присмотром матери 4—6 раз в день по 20 мин. В течение этого времени удалось полностью перестроить манеру голосоведения. Говорить ребенок начал спокойно, перестал кричать.

При осмотре по окончании логопедической работы слизистая оболочка гортани и голосовых складок имела обычный цвет, узелки исчезли, смыкание голосовых складок было плотным, колебательные их движения синхронными с обычной амплитудой. Через шесть месяцев при контрольном осмотре патологии выявлено не было, жалобы отсутствовали, голос имел нормальный тембр, был звонким, без охриплости.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является причиной возникновения узелков голосовых складок?

2. Что способствует исчезновению узелков?

3. Необходимо ли проводить коррекцию дыхания у детей и взрослых при узелках голосовых складок?

4. В каких случаях проводится хирургическое удаление узелков?

5. Какие способы голосоподачи целесообразно использовать в коррекционной работе при узелках голосовых складок?

6. Назовите упражнения, используемые для снятия напряжения голосового аппарата.

7. Составьте план занятия с ребенком 7—8 лет, имеющим узелки голосовых складок.

studfiles.net

Узелковый ларингит

Крикуны и певцы

«Узелками крикунов» называют узелковый ларингит у детей, которые часто громко разговаривают и кричат. А «певческие узелки» — название той же патологии у взрослых, чья профессиональная деятельность связана с большой нагрузкой на голосовые связки — преподавателей, адвокатов, тренеров, гидов и, конечно же, певцов.

У этой патологии есть и медицинское название — узелковый ларингит. Для человека, у которого основным орудием труда является голос, узелковый ларингит представляет серьезную проблему: может плохо сказываться на карьере и приводить к значительным перерывам в работе. К счастью, данная патология без проблем диагностируется и поддается лечению, главное — вовремя попасть к врачу.

Как выглядит узелковый ларингит

Характерный признак узелкового ларингита — симметрично расположенные парные образования на краях голосовых связок. Если условно разделить связки на три части, то наиболее частая локализация таких образований — граница передней и средней их трети.

Это связано с тем, что при перенапряжении голоса именно в этих местах связки наиболее сильно и длительно соприкасаются друг с другом, что приводит сначала к ограниченному воспалительному процессу, а затем к разрастанию соединительной ткани и появлению своеобразных мозолей — «узелков», которые со временем уплотняются. Образовавшись, они препятствуют полноценному схлопыванию голосовых связок, что приводит к появлению характерных симптомов.

Читайте также: Боль в горле

Основная причина заболевания — длительное перенапряжение голоса. Существуют также факторы риска, которые увеличивают вероятность развития узелков. Это курение, любовь к алкоголю, частые лор-инфекции и неправильная постановка голоса, если он ваш рабочий инструмент (у певцов и учителей, например). К развитию заболевания могут привести и гормональные изменения (узелковым ларингитом часто страдают парни в переходном возрасте).

Симптомы и диагностика

Узелковый ларингит развивается постепенно. Первые симптомы — это быстрая утомляемость голоса при разговоре и осиплость, которая проходит после небольшого отдыха. В горле зачастую ощущается сухость, дискомфорт, может першить. Чем дольше развивается болезнь, тем сильнее проявления. Осиплость может дойти до крайнего своего проявления — афонии, полной потери голоса.

С узелковым ларингитом идти нужно к отоларингологу. Выслушав жалобы, он обязательно спросит, кем работает пациент, и если выяснится, что на приеме у врача певец или, скажем, тренер по футболу, которому приходится очень активно пользоваться голосом, предварительный диагноз ему поставят очень быстро. Затем лор проверит, есть ли в горле у пациента узелки, с помощью специального гортанного зеркала или же фиброларингоскопа.

Как лечат «певческие узелки»

Лечение узелкового ларингита зависит от степени развития заболевания. Если болезнь застали на ранней стадии — оперативного лечения, скорее всего, не потребуется. В таком случае ограничивают голосовую нагрузку, применяют специальные фонопедические упражнения (распевки, произнесение шипящих на выдохе), которые способствуют правильной постановке голоса и предупреждают дальнейшее травмирование голосовых связок. Впрочем, от вредных привычек тоже придется отказаться.

Параллельно назначают медикаментозную терапию, которая включает препараты, снимающие воспаление и улучшающие кровообращение (антигистаминные средства, ингаляции щелочных растворов и масел, фонофорез с гидрокортизоном и др.). На поздних стадиях заболевания, когда узелки значительно уплотнены и не поддаются консервативному лечению, прибегают к микрохирургическому их удалению — вырезают под местной анестезией.

Ольга Стародубцева

Фото istockphoto.com

apteka.ru

Узелки на голосовых связках у вокалиста: симптомы, лечение, удаление

Патологии голосового аппарата нередко встречаются у людей, которые вынуждены много говорить или петь. Причиной таких проблем является неправильное применение фонационного дыхания и артикуляции. Одним из серьезных нарушений из этой категории является образование узелков на связках.

Узелки на голосовых связках

Данное нарушение также называют гиперпластическими или «певческими» узелками. Под этим термином понимают небольшие парные образования, которые симметрично локализуются по краям голосовых складок. Они имеют небольшие размеры и состоят из фиброзной ткани.

В отдельных случаях такие узелки приобретают диффузную форму и поражают большую часть складок. Это приводит к существенному изменению тембра голоса.

Причины образования

К появлению узелков приводят различные поражения голосовых связок. При развитии папилломатоза, дифтерии гортани и ларингита связочный аппарат претерпевает изменения.

При этом размеры связок увеличиваются и возникает их отечность. Также они не слишком плотно прилегают. В результате этого наблюдается изменение голоса.

При проведении лечения связки восстанавливаются. За счет этого улучшается их функциональность и эластичность.

Провоцирующими факторами появления узелков являются частые воспаления в органах дыхательной системы. Такие процессы меняют трофику тканей, что влечет нарушение движения лимфы и крови. Понемногу ткань разрастается, наблюдается выпячивание бугорков. Если высокая нагрузка сохраняется, размеры увеличиваются.

Также к провоцирующим факторам относят сильные крики или разговоры. В этом случае происходят такие изменения:

  • продолжительные нагрузки у учителей и вокалистов вызывают сильный приток крови к речевым органам;
  • постепенно появляются уплотнения тканей;
  • со временем пораженные участки затвердевают;
  • если узелки появились давно, процесс приобретает хронический характер.

Риск появления узелков увеличивается при ухудшении работы щитовидной железы. Также угрозу представляет гастроэзофагеальная болезнь.

Симптомы и клинические проявления

На начальном этапе развития недуга у человека возникает голосовая усталость. При повышенном синтезе слизи появляются хрипы. По мере прогрессирования недуга они приобретают более выраженный характер и наблюдаются постоянно. После ночного сна данные симптомы уменьшаются, а затем снова нарастают.

При проведении ларингоскопии врач выявляет слизистые выделения. Они локализуются на границе между передней и средней зонами. При выведении мокроты в этой части можно увидеть симметричные неровности.

На начальной стадии недуга выступ визуализируется лишь на одной связке. При постоянном повреждении появляется симметричная неровность со второй стороны. При заметных проявлениях узелки достигают размеров головки булавки. Эти образования препятствуют полному смыканию связок.

Как следствие, образуется щель, в которую свободно проникает воздух. Это приводит к снижению вибрации. Как следствие, голос становится хриплым и дребезжащим.

Для выявления патологии стоит обратить внимание на такие симптомы:

  1. Хрипота в голосе. После кратковременного отдыха тембр постепенно восстанавливается. При этом болевые ощущения во время разговора отсутствуют. Постоянная нагрузка на связки и напряженность приводят к усилению притока крови и отечности.
  2. Симметричное расположение уплотнений. Именно это отличает узелки от опухолевых образований, кист и полипов.
  3. Изменение цвета уплотнений. На раннем этапе узелки на связках совпадают по цвету со слизистой оболочкой горла. Однако по мере прогрессирования аномалии образования светлеют, приобретая белый цвет.

Причины и симптомы узелков на голосовых связках:

Диагностика

Чтобы поставить точный диагноз, стоит обратиться к отоларингологу. Специалист выполнит осмотр голосовых складок. Для этой цели врач использует особое гортанное зеркало или оптическое устройство, которое называется фиброларингоскопом.

Немаловажное значение имеет анализ санитарно-гигиенических условий труда. Это позволяет определить уровень голосовых нагрузок. Допустимым уровнем для людей, которые вынуждены много говорить или петь, является 20 часов в неделю.

Диагностика узелков на связках

Лечение

Чтобы справиться с проблемой, очень важно обратиться к врачу и четко следовать его рекомендациям. Специалисты назначают комплексную терапию.

Общие рекомендации

Ключевым методом терапии является соблюдение голосового режима. Немаловажное значение имеет коррекция образа жизни. При этом важно следовать таким рекомендациям:

  1. В течение некоторого времени человек должен молчать или придерживаться ограниченного режима общения.
  2. Говорить шепотом врачи не советуют. В данном случае нагрузка на связки лишь увеличивается. Значительно лучше говорить обычным голосом, пытаясь не прилагать большого количества усилий.
  3. Детям сложно запретить разговаривать. В этом случае родители должны обеспечить малышу помощь, которая позволит предотвратить громкий крик. Хорошим методом являются игры, которые смогут на долгое время увлечь ребенка.
  4. Детям более старшего возраста нужно запретить говорить, кричать или читать вслух. На некоторое время придется отказаться от участия в хоре и спортивных соревнований. Все усилия должны быть направлены на предотвращение разговоров.
  5. Режим тишины нужно соблюдать как минимум 2 недели.
  6. Большое внимание в этот период нужно уделить рациону. Все блюда должны быть легкими и питательными. Обязательно следует контролировать температуру еды. Горячие продукты могут привести к ожогу, тогда как холодные существенно увеличивают угрозу воспалений.
  7. Обязательно нужно поддерживать оптимальную влажность воздуха в помещении.
  8. При ломке голоса, обусловленной возрастными изменениями, узелки могут пропасть при соблюдении щадящего режима.

Диагностика и лечение узелков на связках:

Комплексная терапия

Соблюдение голосового режима далеко не всегда дает нужные результаты. При органических патологиях гортани проводится противовоспалительное лечение. Также применяют антигистаминные препараты и заливают в гортань лечебные масла.

При вазомоторных процессах хороших результатов удастся добиться путем сочетания применения масел для гортани и суспензии гидрокортизона. Также хорошие результаты помогает получить аскорбиновая кислота.

При субатрофических процессах стоит использовать щелочные ингаляции с витаминами и биостимуляторами. Если аномалия имеет гипертрофическую форму, для выполнения процедуры используют цинк и танин. Вазомоторные нарушения можно лечить с помощью ингаляционного введения суспензии гидрокортизона и прокаина.

Отличных результатов можно добиться путем применения средства физиотерапии. При образовании узелков на связках используют электрофорез на зону гортани. Для проведения процедуры может применяться йодид или хлорид калия, витамин Е.

При развитии фонастении дополнительно применяют седативные средства. В этом случае показаны транквилизаторы – диазепам, оксазепам, хлордиазэпоксид. Чтобы повысить жизненный тонус, можно использовать растительные экстракты – элеутерококка, эхинацеи и женьшеня.

Из средств физиотерапии при фонастении отличных результатов позволяют добиться водные процедуры – обтирания, хвойные ванны. Нередко применяют рецепты народных средств: полоскания горла настоями ромашки и шалфея. Для предотвращения обострений важно избегать повышенных нагрузок на голос и стрессовых ситуаций.

Когда необходимы радикальные методы

При длительном наличии патологии и развитии фиброзных изменений приходится прибегать к более радикальным методам лечения. Единственным способом терапии в данном случае считается микрохирургическое удаление.

Данная процедура обычно осуществляется под потенциированной анестезией. Для этого применяются особые микроинструменты, имеющие лазерную заточку. Все манипуляции проводятся под контролем операционного микроскопа.

На всю процедуру отводится 15-20 минут. Во время проведения манипуляций человек ощущает себя максимально комфортно, дискомфорт отсутствует. В редких случаях приходится проводить операцию под общей анестезией.

Показания к операции на голосовых связках:

Профилактика

Чтобы предотвратить профессиональные патологии гортани, очень важно обучать студентов технике речи и правилам гигиены голоса. Во время профотбора следует проводить беседу с психоневрологом. Соискатели должны быть довольно эмоциональны и уметь быстро реагировать на различные ситуации.

Не стоит выбирать людей с очагами хронических инфекций в органах дыхания. Только после их санирования можно принимать решение относительно профессиональной пригодности.

Запретом на работу в профессиях, которые подразумевают существенные голосовые нагрузки, считаются острые и хронические патологии гортани. Также к ограничениям относят дистрофические болезни хронического характера, аллергию и вазомоторные процессы на слизистом покрове органов дыхания.

Прогноз

При адекватной терапии прогноз является благоприятным. Однако иногда случаются обострения. Потому так важно обратить внимание на фониатрическую реабилитацию. Немаловажное значение имеет уровень ослабления мышечной ткани голосового аппарата. Обычно неблагоприятный прогноз наблюдается у лекторов, певцов, преподавателей, которые несвоевременно обращаются к врачу.

Появление узелков на связках приводит к различным проблемам. Чтобы избежать осложнений и своевременно справиться с недугом, очень важно сразу обратиться к специалисту и четко следовать врачебным рекомендациям.

gidmed.com