Skip to main content

Атипичный аутизм у детей. Аутизм атипичный без умственной отсталости


Атипичный аутизм у детей

Появившись сравнительно недавно, понятие «аутизм» все чаще звучит как медицинский диагноз. Быстрое распространение этой, совершенно особой болезни кто-то связывает с развитием медицинских технологий в репродуктивной сфере, кто-то с возрастом родителей, кто-то с загрязнением окружающей среды. На самом деле точно никто не знает, почему у ребенка аутизм. А уж если аутизм атипичный, то здесь и вовсе темный лес. Что такое «атипичный аутизм»? Как он отличается от «типичного»? И что делать родителям ребенка с таким диагнозом?

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.

Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.

                                                  

Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития.Признаки атипичного аутизма у детей:

  • Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
  • Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
  • Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
  • Трудности в привитии навыков самообслуживания.
  • Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.

Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.

Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом. При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола. Она ходила как моряк, игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.

Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.

Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики. Раньше, до появления понятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга. Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».

Атипичный аутизм без умственной отсталости

Проявления атипичного аутизма без умственной отсталости на начальном этапе легко спутать с особенностями личности. Такие дети:

  • Подолгу сидят одни, без видимых занятий или повторяют что-то одно. Могут раскачиваться, стучать, что-то петь.
  • Не нуждаются в одобрении, не реагируют на наказание, просьбы, оклик по имени.
  • Говорят мало, часто отдельными словами. О себе говорят в третьем лице, называя по имени.
  • Производят впечатление непослушных, неуправляемых детей.
  • Не контактируют с ровесниками, посторонними взрослыми. На попытки посторонних заговорить с ними реагируют бегством, агрессией, истерикой или остаются равнодушными.
  • Не смотрят в лицо собеседнику. Могут обращаться, стоя спиной.

В целом, нарушение поведения выражается в крайней эмоциональной холодности, отстраненности от людей и событий. Чрезвычайно дорожат определенными вещами, порядком, устоявшимся режимом дня.

Диагностика отклонений аутистического спектра зависит от наблюдательности и чуткости родителей. От близких зависит и прогнозы будущей жизни, степень социальной адаптации особенного ребенка.

Лечение

Лечение психолого-педагогическое. Медикаментозное назначается при выраженном умственном отставании, асоциальном поведении или поведении саморазрушающем. Терапия антипсихотическими препаратами назначается индивидуально, после комплексного обследования.

В социализации и обучении хорошие результаты дают:

  • обучающие групповые и индивидуальные методики под руководством педагога-психолога
  • посещение реабилитационных центров
  • иппотерапия
  • систематические домашние занятия

Следует понимать, что без психолого-педагогического сопровождения семей с особенными детьми, реабилитация ребенка и родителей имеет крайне мало шансов.

ПрогнозыОбщение семей, у которых есть похожие проблемы, дают родителям кроме необходимых знаний, осознание того, что они такие не одни, что в случившемся нет их вины, что не стоит стыдиться ребенка и прятать его от окружающих.

При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогнозы делать сложно. Здесь следует сосредоточиться на обучении ребенка навыкам самообслуживания и максимально возможной социализации.

Прогнозы развития при аутизме с сохранным интеллектом благоприятные при упорной реабилитации. Без целенаправленной работы велика вероятность регресса даже существующих навыков.

Реабилитационные центры, общественные организации, добровольные объединения родителей есть во всех регионах страны. Просто узнайте где ближайший и обратитесь туда.

Отзывы родителей детей с атипичным аутизмом

invamama.ru

Форум на сайте обсуждает детско-родительские отношения с ребенком у которого атипичный аутизм. Кратко:

Обязательно следует заботиться о собственном восстановлении, о своей личной и внутренней жизни.Ребенок с атипичным аутизмом сильно выравнивается с возрастом и к подростковому периоду меньше отличается от сверстников, чем в детстве.При агрессивном поведении нужна медикаментозная терапия, бояться ее не следует.

baby.ru

Форум обсуждает маленьких (4-5 лет) детей с атипичным аутизмом. Родители делятся опытом того, как последующий здоровый ребенок положительно влияет на социализацию атипичного аутиста. Однако есть примеры и обратного влияния при задержке умственного развития, когда здоровый ребенок копирует поведение больного. Вывод: все индивидуально и нужно наблюдать за поведением и общением детей.

logoped-forum.ru

Обсуждение микротоковой рефлексотерапии как метода лечения атипичного аутизма. Отзывы положительные. Родители утверждают что курс лечения положительно влияет на коррекцию поведения и способность усваивать знания. Отмечают важность работы с ребенком, его обучения.

Видео — Атипичный аутизм, занятие

autizmy-net.ru

Атипичный аутизм у детей

Несмотря на то, что признаки аутизма у детей всегда проявляются в первые годы жизни, некоторые родители могут в течение длительного периода времени даже не подозревать, что их ребенок чем-то отличается от других. Если малыш страдает лишь незначительными нарушениями психики и социального взаимодействия, он может совершенно нормально развиваться и не давать маме и папе поводов для беспокойства, однако, через некоторое время признаки заболевания все же проявятся.

При таком положении вещей, когда симптомы аутизма обнаруживаются у детей старше 3 лет, говорят об атипичном проявлении данного недуга. В данной статье мы расскажем вам, в чем состоит различие между атипичным аутизмом и ранним детским аутизмом, признаки которого могут быть заметны практически с самого рождения малыша.

Симптомы атипичного аутизма

Основной признак такого недуга как аутизм, в любой его форме – это нарушение социального взаимодействия. Между тем, если аутичный ребенок, страдающий этим заболеванием с самого рождения, вообще не пытается взаимодействовать с окружающими его людьми и не видит в этом потребности для себя, то малыш с атипичным аутизмом пытается общаться с другими людьми, но не понимает, как правильно построить процесс коммуникации с окружающими.

В большинстве случаев атипичный аутизм протекает без умственной отсталости. У таких малышей активно развиваются интеллектуальные способности, но применить их на практике им может быть крайне затруднительно. В том числе, это может быть связано и с другими симптомами заболевания, а именно:

  • недостаточный словарный запас для своего возраста;
  • неспособность понимать мысли и чувства других людей;
  • неумение выражать собственные эмоции;
  • чрезмерная раздражительность, неподатливость и негибкость мышления.

К сожалению, иногда атипичный аутизм также протекает с умственной отсталостью, как и основная форма данного заболевания, но это бывает достаточно редко.

Прогнозы развития при атипичном аутизме

Как правило, атипичное расстройство аутичного спектра не мешает ребенку полноценно развиваться. Конечно, в чем-то этот малыш будет отличаться от своих сверстников, но, несмотря на это, он так же, как и все, сможет посещать обыкновенные детские учреждения.

Каких-либо способов лечения данного заболевания в настоящее время не существует. Между тем, больному ребенку придется наблюдаться у невропатолога в течение всей жизни, чтобы не пропустить симптомы недуга и своевременно применить необходимые методы симптоматической терапии.

 

womanadvice.ru

аутизм атипичный без умственной отсталости

Появившись сравнительно недавно, понятие «аутизм» все чаще звучит как медицинский диагноз. Быстрое распространение этой, совершенно особой болезни кто-то связывает с развитием медицинских технологий в репродуктивной сфере, кто-то с возрастом родителей, кто-то с загрязнением окружающей среды. На самом деле точно никто не знает, почему у ребенка аутизм. А уж если аутизм атипичный, то здесь и вовсе темный лес. Что такое «атипичный аутизм»? Как он отличается от «типичного»? И что делать родителям ребенка с таким диагнозом?

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.

Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.

                                                  

Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития.Признаки атипичного аутизма у детей:

  • Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
  • Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
  • Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
  • Трудности в привитии навыков самообслуживания.
  • Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.

Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.

Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом. При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола. Она ходила как моряк, игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.

Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.

Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем

выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики. Раньше, до появления понятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга. Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».

Атипичный аутизм без умственной отсталости

Проявления атипичного аутизма без умственной отсталости на начальном этапе легко спутать с особенностями личности. Такие дети:

  • Подолгу сидят одни, без видимых занятий или повторяют что-то одно. Могут раскачиваться, стучать, что-то петь.
  • Не нуждаются в одобрении, не реагируют на наказание, просьбы, оклик по имени.
  • Говорят мало, часто отдельными словами. О себе говорят в третьем лице, называя по имени.
  • Производят впечатление непослушных, неуправляемых детей.
  • Не контактируют с ровесниками, посторонними взрослыми. На попытки посторонних заговорить с ними реагируют бегством, агрессией, истерикой или остаются равнодушными.
  • Не смотрят в лицо собеседнику. Могут обращаться, стоя спиной.

В целом, нарушение поведения выражается в крайней эмоциональной холодности, отстраненности от людей и событий. Чрезвычайно дорожат определенными вещами, порядком, устоявшимся режимом дня.

Диагностика отклонений аутистического спектра зависит от наблюдательности и чуткости родителей. От близких зависит и прогнозы будущей жизни, степень социальной адаптации особенного ребенка.

Лечение

Лечение психолого-педагогическое. Медикаментозное назначается при выраженном умственном отставании, асоциальном поведении или поведении саморазрушающем. Терапия антипсихотическими препаратами назначается индивидуально, после комплексного обследования.

В социализации и обучении хорошие результаты дают:

  • обучающие групповые и индивидуальные методики под руководством педагога-психолога
  • посещение реабилитационных центров
  • иппотерапия
  • систематические домашние занятия

Следует понимать, что без психолого-педагогического сопровождения семей с особенными детьми, реабилитация ребенка и родителей имеет крайне мало шансов.

ПрогнозыОбщение семей, у которых есть похожие проблемы, дают родителям кроме необходимых знаний, осознание того, что они такие не одни, что в случившемся нет их вины, что не стоит стыдиться ребенка и прятать его от окружающих.

При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогнозы делать сложно. Здесь следует сосредоточиться на обучении ребенка навыкам самообслуживания и максимально возможной социализации.

Прогнозы развития при аутизме с сохранным интеллектом благоприятные при упорной реабилитации. Без целенаправленной работы велика вероятность регресса даже существующих навыков.

Реабилитационные центры, общественные организации, добровольные объединения родителей есть во всех регионах страны. Просто узнайте где ближайший и обратитесь туда.

Отзывы родителей детей с атипичным аутизмом

invamama.ru

Форум на сайте обсуждает детско-родительские отношения с ребенком у которого атипичный аутизм.Кратко:

Обязательно следует заботиться о собственном восстановлении, о своей личной и внутренней жизни. Ребенок с атипичным аутизмом сильно выравнивается с возрастом и к подростковому периоду меньше отличается от сверстников, чем в детстве.

При агрессивном поведении нужна медикаментозная терапия, бояться ее не следует.

baby.ru

Форум обсуждает маленьких (4-5 лет) детей с атипичным аутизмом. Родители делятся опытом того, как последующий здоровый ребенок положительно влияет на социализацию атипичного аутиста. Однако есть примеры и обратного влияния при задержке умственного развития, когда здоровый ребенок копирует поведение больного. Вывод: все индивидуально и нужно наблюдать за поведением и общением детей.

logoped-forum.ru

Обсуждение микротоковой рефлексотерапии как метода лечения атипичного аутизма. Отзывы положительные. Родители утверждают что курс лечения положительно влияет на коррекцию поведения и способность усваивать знания. Отмечают важность работы с ребенком, его обучения.

Видео — Атипичный аутизм, занятие

Категория: Психология и психиатрия

Похожие статьи:

Отличия умственной отсталости от аутизма и ЗПР, задержки развития

Симптомы атипичного аутизма у детей с умственной отсталостью и без нее / Mama66.ru

Атипичный аутизм у детей - причины, признаки, методы лечения

Атипичный аутизм. Что это? Симптомы, причины и лечение, терапия

Атипичный аутизм – симптомы, лечение, формы, стадии, диагностика

doctor-medic.ru

симпотмы, виды, причины, методы диагностики.

Атипи́чный аути́зм — общее расстройство развития, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Отличается от детского аутизма (F84.084.0) либо более поздним возрастом начала (после 3-х лет), либо отсутствием как минимум одного из основных диагностических критериев (стереотипий, нарушений коммуникации).

Часто встречается у детей с глубокой умственной отсталостью и у лиц с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи.

Эпидемиология

Распространённость — 2 случая на 10 000 населения. Преобладают лица мужского пола (2 — 5:1).

Этиология

В большинстве случаев в анамнезе имеются сведения о медицинских осложнениях при беременности и родах. У половины больных наблюдаются выраженные неврологические симптомы.

Диагностические критерии

Для диагностики атипичного аутизма состояние должно соответствовать следующим критериям:

  • Аномальное или нарушенное развитие проявляется в возрасте 3 лет или старше (критерии аутизма за исключением возраста манифестации).
  • Качественные нарушения социального взаимодействия или качественные нарушения общения, или ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведения, интересы и активность (критерии аутизма, хотя минимальное количество областей, в которых отмечается нарушение, должно выдерживаться не обязательно).
  • Диагностические критерии аутизма (F84.0) не выполняются.

Оригинальный текст (англ.)  

  • A. Presence of abnormal or impaired development at or after age three years (criteria as for autism except for age of manifestation).
  • B. Qualitative abnormalities in reciprocal social interaction or in communication, or restricted, repetitive and stereotyped patterns of behaviour, interests and activities (criteria as for autism except that it is not necessary to meet the criteria in terms of number of areas of abnormality).
  • C. The disorder does not meet the diagnostic criteria for autism (F84.0).

— Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10)

Умственная отсталость кодируется следующим образом:

  • F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью (включается умственная отсталость с аутистическими чертами.)
  • F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости (включается атипичный детский психоз)

Дифференциальная диагностика

В отличие от атипичного аутизма при синдроме Аспергера не наблюдается задержки речевого и когнитивного развития. Дифференциальная диагностика с шизофренией проводится как и при детском аутизме.

Лечение

Принципы лечения сходны с таковыми при детском аутизме.

meddocs.info

Атипичный аутизм. Что это? Симптомы, причины и лечение, терапия

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм у детей – неспецифическое первазивное расстройство развитияЭто разновидность заболеваний аутистического спектраТак же, как и классический синдром Каннера, атипичная форма аутизма характеризуется нарушением коммуникативных навыков ребенка, ограниченностью интересов и отставанием в развитии

Однако разница в том, что признаки неспецифического первазивного расстройства развития проявляются несколько иначе – к примеру, позже, чем обычно (в возрасте старше 3-х лет), или они менее выраженыНе стоит думать, что атипичный аутизм протекает легче обычногоНапротив, ряд симптомов при такой форме заболевания может проявляться сильнее

Атипичный аутизм: главная опасность

Основная опасность детского атипичного аутизма состоит в том, что он, как правило, дает о себе знать после трехлетнего возраста и не слишком заметен

В этом случае родители

Могут просто упустить из виду отклонения в развитии собственного ребенкаЗатянуть с восстановлением организма ребенкаИ, в результате, получить тяжелую и с трудом поддающуюся лечению форму

Нередко при атипичном расстройстве диагноз ставится только в подростковом возрасте – тогда, когда отклонения дают о себе знать уже слишком явно.

Поэтому на родителей возлагается особая ответственность – обнаружить малейшие отклонения от нормы в поведении и развитии своего ребенкаВот признаки, по которым можно установить наличие неспецифического первазивного расстройства

Атипичный аутизм: симптомы

Под термином «первазивное» понимается общее расстройство развития, которое выражается в искажении трех важных сфер человеческой жизни

Это

Социальное взаимодействиеРечевое развитиеНаличие творческого мышления

У ребенка нарушена связь с внешним миромПри этом у разных детей данный симптом может проявляться по-разномуТак некоторые маленькие аутисты не против общения, но не умеют коммуницировать, а другие намеренно ищут одиночества

При специфическом расстройстве страдает не только речь ребенка, как следствие неумения формулировать собственные мысли, но и понимание разговоров других людейАутичные дети понимают речь, обращенную к ним, буквально

У детей, страдающих атипичным аутизмом, нарушена эмоциональная сфераИм сложно выражать эмоции, а потому они кажутся холодными, неучастливыми и даже безразличнымиНа самом деле, таким малышам часто действительно не свойственно переживать за других людей

Первазивное расстройство развития также нередко характеризуется ограниченностью сферы мышленияЭто выражается в боязни любых перемен и приверженности к привычкамТакие дети окружают себя знакомыми вещами и совершают только привычные, часто монотонные действияВсе новое ввергает их в панику

Маленькие аутисты при атипичном протекании заболевания могут вести себя раздражительно и даже порой агрессивноНедуг затрагивает нервную систему, и больной ребенок становится очень чувствительным

Нередко атипичный аутизм сопровождается сенсорными нарушениямиТо есть, такие дети воспринимают и обрабатывают поступающую из внешнего мира информацию не так, как здоровые людиПодробнее о сенсорной интеграции вы можете прочитать на нашем сайте в отдельной статье

Перечисленные выше симптомы неспецифического первазивного расстройства развития у детей могут проявляться не полностьюТакже варьируется степень сложности проблемыТак, например, бывает, что маленький аутист вполне интеллектуально развит, но ему сложно общаться с другими людьмиА встречаются и такие, которые заметно отстают в развитии и с большим трудом понимают речь

При легких формах атипичного аутизма родителям бывает очень сложно выявить у своего ребенка такие отклоненияБолее того, в ряде случаев с этим не могут справиться даже специалисты – настолько симптомы завуалированы

Атипичный аутизм: причины

Основными причинами возникновения и развития аутипичного аутизма у детей медицина называет умственную отсталость и тяжелые речевые расстройстваБолее подробно о других предпосылках появления данного недуга вы можете почитать ЗДЕСЬ

Также на нашем сайте есть статья, в которой освещаются истинные причины аутизма и подобных ему проблем – о них официальная медицина умалчивает

 

Атипичный аутизм: лечение

Врачи официально признают свою несостоятельность в лечении данного недуга, а также всех прочих форм аутизмаКак правило, они прописывают маленьким аутистам тяжелые лекарственные препараты, рекомендуют занятия с логопедом и психиатром

 

Однако мало кто из медицинских работников смотрит вглубь проблемы и старается устранить причины атипичного аутизмаВсе они стремятся немного ослабить симптомы

Наша восстановительная программа – это комплексный подход к нейтрализации большинства причин возникновения и развития болезниИ он действительно работает – на нашем сайте мы собираем удивительные истории полного исцеления аутистов

Узнайте больше о программах восстановления для атипичного аутизма, ДЦП и эпилепсии по принципам биомеда с натуральными продуктами Тенториум

План семинаров ЗДЕСЬ

Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам натуропатии или биомедицинской коррекции организмаОни насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементамиТакже есть продукция, с помощью которой токсины после медикаментозного лечения без проблем выведутся из организма

Отказ от ответственностиИнформация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателяОна не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

apicorrection.com

Атипичный аутизм симптомы — Psycentr-Algis.ru

Атипичный аутизм

Появившись сравнительно недавно, понятие «аутизм» все чаще звучит как медицинский диагноз. Быстрое распространение этой, совершенно особой болезни кто-то связывает с развитием медицинских технологий в репродуктивной сфере, кто-то с возрастом родителей, кто-то с загрязнением окружающей среды. На самом деле точно никто не знает, почему у ребенка аутизм. А уж если аутизм атипичный, то здесь и вовсе темный лес. Что такое «атипичный аутизм»? Как он отличается от «типичного»? И что делать родителям ребенка с таким диагнозом?

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.

Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.

Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития. Признаки атипичного аутизма у детей:

  • Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
  • Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
  • Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
  • Трудности в привитии навыков самообслуживания.
  • Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.
  • Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.

    Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом. При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола. Она ходила как моряк , игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.

    Атипичный аутизм с умственной отсталостью

    Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.

    Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.

    Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики. Раньше, до появления пон ятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга. Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».

    Атипичный аутизм без умственной отсталости

    Проявления атипичного аутизма без умственной отсталости на начальном этапе легко спутать с особенностями личности. Такие дети:

  • Подолгу сидят одни, без видимых занятий или повторяют что-то одно. Могут раскачиваться, стучать, что-то петь.
  • Не нуждаются в одобрении, не реагируют на наказание, просьбы, оклик по имени.
  • Говорят мало, часто отдельными словами. О себе говорят в третьем лице, называя по имени.
  • Производят впечатление непослушных, неуправляемых детей.
  • Не контактируют с ровесниками, посторонними взрослыми. На попытки посторонних заговорить с ними реагируют бегством, агрессией, истерикой или остаются равнодушными.
  • Не смотрят в лицо собеседнику. Могут обращаться, стоя спиной.
  • В целом, нарушение поведения выражается в крайней эмоциональной холодности, отстраненности от людей и событий. Чрезвычайно дорожат определенными вещами, порядком, устоявшимся режимом дня.

    Диагностика отклонений аутистического спектра зависит от наблюдательности и чуткости родителей. От близких зависит и прогнозы будущей жизни, степень социальной адаптации особенного ребенка.

    Лечение психолого-педагогическое. Медикаментозное назначается при выраженном умственном отставании, асоциальном поведении или поведении саморазрушающем. Терапия антипсихотическими препаратами назначается индивидуально, после комплексного обследования.

    В социализации и обучении хорошие результаты дают:

    • обучающие групповые и индивидуальные методики под руководством педагога-психолога
    • посещение реабилитационных центров
    • иппотерапия
    • систематические домашние занятия
    • Следует понимать, что без психолого-педагогического сопровождения семей с особенными детьми, реабилитация ребенка и родителей имеет крайне мало шансов.

      ПрогнозыОбщение семей, у которых есть похожие проблемы, дают родителям кроме необходимых знаний, осознание того, что они такие не одни, что в случившемся нет их вины, что не стоит стыдиться ребенка и прятать его от окружающих.

      При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогнозы делать сложно. Здесь следует сосредоточиться на обучении ребенка навыкам самообслуживания и максимально возможной социализации.

      Прогнозы развития при аутизме с сохранным интеллектом благоприятные при упорной реабилитации. Без целенаправленной работы велика вероятность регресса даже существующих навыков.

      Реабилитационные центры, общественные организации, добровольные объединения родителей есть во всех регионах страны. Просто узнайте где ближайший и обратитесь туда.

      Отзывы родителей детей с атипичным аутизмом

      invamama.ru

      Форум на сайте обсуждает детско-родительские отношения с ребенком у которого атипичный аутизм. Кратко:

      Обязательно следует заботиться о собственном восстановлении, о своей личной и внутренней жизни. Ребенок с атипичным аутизмом сильно выравнивается с возрастом и к подростковому периоду меньше отличается от сверстников, чем в детстве. При агрессивном поведении нужна медикаментозная терапия, бояться ее не следует.

      baby.ru

      Форум обсуждает маленьких (4-5 лет) детей с атипичным аутизмом. Родители делятся опытом того, как последующий здоровый ребенок положительно влияет на социализацию атипичного аутиста. Однако есть примеры и обратного влияния при задержке умственного развития, когда здоровый ребенок копирует поведение больного. Вывод: все индивидуально и нужно наблюдать за поведением и общением детей.

      logoped-forum.ru

      Обсуждение микротоковой рефлексотерапии как метода лечения атипичного аутизма. Отзывы положительные. Родители утверждают что курс лечения положительно влияет на коррекцию поведения и способность усваивать знания. Отмечают важность работы с ребенком, его обучения.

      Видео — Атипичный аутизм, занятие

      autizmy-net.ru

      Как проявляется атипичный аутизм у детей?

      Под понятием «атипичного аутизма у детей» понимают облегченную форму аутизма. Такое заболевание часто проявляется лишь спустя несколько лет. Поскольку на ранних стадиях очень сложно обнаружить симптомы, диагноз устанавливается с опозданием. Если сравнивать пациентов, у которых диагностировали атипичный аутизм, и пациентов, имеющих классическую форму заболевания, то в первом случае наблюдается лучшее развитие ребенка.

      Признаки заболевания

      Данное заболевание еще называют первазивным расстройством развития. Существует много симптомов, соединяющихся в разные комбинации. Но следует выделить определенные признаки атипичного аутизма с умственной отсталостью:

    • Нарушения, связанные с социальным взаимодействием. Некоторые пациенты не проявляют никакого интереса к обществу, не желают с ним взаимодействовать. Другие больные хотят общаться, но не понимают, каким образом наладить процесс коммуникации.
    • Нарушения языковых навыков. Детям, страдающим атипичным аутизмом, сложно овладеть языком, понять речь людей, которые их окружают. Такие дети не обладают большим запасом слов. Пациенты каждое слово, взятое из устной, письменной речи, трактуют исключительно в одном значении. Также больные атипичным аутизмом не способны сопереживать, понимать мысли, чувства остальных.
    • Неумение выражать собственные эмоции. Дети, болеющие атипичным аутизмом, воспринимают окружающих как безэмоциональных, равнодушных людей. А все из-за того, что такие пациенты не понимают невербальные сигналы.
    • Постоянная раздражительность, негибкость мышления, неподатливость. Дети с таким заболеванием привыкают к определенному распорядку. Они не принимают какие-либо отклонения, изменения. Если установленный режим нарушается, то у них это вызывает много эмоций. Такие пациенты не любят громких звуков, яркого света.
    • Симптомы болезни

      Когда дети болеют атипичным аутизмом, у них отсутствует мышление, воображение, плохо развиты языковые навыки, присутствуют сложности с социальной коммуникацией. Также следует еще сказать о сенсорных нарушениях. Ребенок просто не может обрабатывать и правильно реагировать на ту информацию, которая поступает. У некоторых больных заметны склонность к непонятной стереотипии, предпочтение странных цветов.

      Каждый случай индивидуален. У пациентов с атипичным аутизмом симптомы бывают разными, они создают определенные комбинации. Ребенок, у которого диагностировали это заболевание:

    1. Имеет нарушенные навыки общения. Он не может создавать и поддерживать зрительный контакт с другими людьми.
    2. Не особо хочет завязывать дружеские отношения либо имеет с этим сложности.
    3. Теряет языковые навыки, которые были приобретены ранее либо обладает слишком малым словарным запасом для своего возраста.
    4. Испытывает сложности, когда общается с людьми.
    5. Обладает слабыми речевыми навыками.
    6. Не способен фантазировать, принимать участие в ролевых играх.
    7. Не понимает, что слова имеют разные смысловые оттенки, воспринимает речь окружающих буквально.
    8. Не воспринимает невербальный язык. Не может понять эмоции окружающих его людей.
    9. Привыкает к рутинному образу жизни. Не любит, когда в распорядок вносятся какие-то изменения.
    10. Играет в непонятные игры. Такие пациенты могут на протяжении длительного времени просто подбрасывать какой-то предмет.
    11. Сложно обрабатывает полученную информацию. У таких больных может быть не совсем стандартная реакция на определенные цвета, образы, вкусы, звуки, запахи.
    12. У людей, страдающих атипичным аутизмом, симптомы могут создавать разные комбинации. Один из больных, например, имеет огромное желание завести друга, но ему очень тяжело общаться с людьми. Кроме того, он не совсем понятно реагирует на некоторые ситуации. Другой больной понимает, каким образом должен быть обустроен процесс общения, но он хочет быть один. Его круг интересов имеет определенные ограничения. Особенно это касается областей, где необходимо взаимодействовать с другими людьми.

      У детей, страдающих атипичным аутизмом без умственной отсталости, симптомы проявляются по-разному. Если речь идет о мягкой форме заболевания, то ее очень сложно вовремя опознать.

      Лечение аутизма

      Во время диагностики заболевания за ребенком постоянно наблюдают, проверяют его способности. Практически всю информацию предоставляют родители, опекуны. Бывают случаи, когда врач предполагает, что ребенок болен аутизмом, но симптомы не полностью соответствуют расстройствам аутического спектра. В подобных ситуациях он ставит диагноз «атипичный аутизм».

      Нет какой-то определенной системы лечения для детей, которые болеют атипичным аутизмом. В большинстве случаев врачи лечат симптомы заболевания. Здесь все зависит от того, насколько тяжело проходит болезнь, в какой форме. Если провести эффективное лечение, которое устранит симптомы атипичного аутизма, то состояние ребенка значительно улучшится.

      Иногда самым лучшим лечением является индивидуальная терапия. Но она отнимает очень много времени.

      Некоторым детям для уменьшения симптомов заболевания достаточно будет ограничить взаимодействие с людьми.

      Главное — чтобы человек, который будет работать с больным, владел разными методиками лечения. Он должен понимать, в чем нуждается пациент. В некоторых ситуациях необходимо пробовать разные методики, пока ребенку не станет лучше. Даже когда симптомы уменьшились, это не значит, что стоит остановить лечение. Оно должно продолжаться еще длительное время, пока пациенту не станет намного лучше.

      1popsihiatrii.ru

        Характерной особенностью атипичного аутизма является нарушение взаимосвязи с социумом и окружающим миром. Оно может проявляться по-разному, в зависимости от возраста ребенка и формы заболевания. В одних случаях пациент может всячески избегать общения со сверстниками, а любые контакты будут провоцировать у него стресс. В других — ребенок стремится влиться в социальный круг, но из-за расстройства не может понять принципы взаимодействия в группе, нормы поведения и прочее. Все это ведет к тому, что больной атипичным аутизмом начинает страдать от изоляции, а это только усугубляет патологию.

        Также при атипичной форме аутизма у детей часто появляются проблемы с овладением речевыми навыками. Первые признаки возникают в 3-4-летнем возрасте или даже позднее. Часто появление подобной проблемы ставит родителей в тупик, поскольку на ранних этапах развитие ребенка проходило нормально, без выраженных отклонений. Причина заключается в том, что с возрастанием требований к речевому аппарату пациенту становится сложнее их выполнять. В результате ребенок не понимает сути слов, их значения и имеет маленький словарный запас, не соответствующий возрасту. У больного полностью отсутствует образное восприятие, все понимается буквально.

      1. отсутствие потребности в социальных контактах;
      2. трудность в изучении новых слов;
      3. neurofob.com

        Атипичный аутизм. Причины развития у детей

        Патология относится к классу психоневрологических болезней и обусловлена структурными изменениями в головном мозге. Для нее характерны стереотипные действия больного, нарушение восприятия окружающей действительности, плохо развитое образное мышление, отсутствие социальных контактов. Заболевание часто сочетается с патологиями формирования рецептивной речи и умственной отсталостью. В связи с этим выделяют два вида атипичного аутизма:

      4. 1. С умственной отсталостью.
      5. 2. Без нее.
      6. У подростка отсутствует гибкость мышления, ему свойственны частые повторения одних и тех же действий, которые не носят практического характера, а имеют «ритуальный» смысл. Их выполнение — характерная черта психических заболеваний аутистического спектра. Это выражается в привязанности больного к месту, вещам, необходимости соблюдать определенный порядок и прочее. Нарушение каких-либо требований ведет к проявлению раздражительности и гнева. Негативную реакцию у больного вызывают громкие звуки, яркий свет, прикосновения и прочее.

      7. проблемы в общении с другими людьми;
      8. непонимание причин поведения других людей;
      9. отсутствие образного мышления, восприятия переносного смысла;
      10. неумение выражать свои чувства и эмоции;
      11. необходимость совершения ритуальных действий;
      12. острая реакция на громкий звук, яркий свет, прикосновения и прочее.
      13. Атипичный аутизм – это патология в развитии мозга, проявляющаяся общим нарушением развития. Она характеризуется неполноценным формированием личности человека, ограниченностью интересов, социальных контактов и цикличностью действий. В отличие от похожего по симптоматике детского аутизма, проявляется в более позднем возрасте и может не иметь всех диагностических критериев. Заболевание чаще всего встречается у пациентов с выраженной умственной отсталостью и тяжелым расстройством в развитии речевого аппарата.

        Атипичный аутизм – это психическое нарушение, развивающееся в раннем детском возрасте. В отличие от других схожих расстройств, оно не проявляется в первые годы жизни ребенка и дает о себе знать уже в дошкольном и даже в старшем возрасте. В противовес классической форме аутизма атипичная разновидность не влияет на умственное развитие пациента и не так сильно сказывается на коммуникативных способностях. В целом ребенок выглядит полноценным и практически ничем не отличается от сверстников, но у него есть ряд особенностей поведения, которые никак не связаны с окружающей обстановкой.

        Развивающееся с возрастом нарушение коммуникативных функций ведет за собой проблемы с эмоциональным восприятием и инвалидность. Маленькому ребенку тяжело понимать невербальное поведение окружающих. Радость, страх, гнев и прочие эмоции, не выраженные словами, не воспринимаются им, из-за чего он кажется безучастным и равнодушным. Это состояние переходит и в более взрослый возраст, к нему добавляется невозможность больного невербально выражать свои чувства.

        Характерные симптомы аутизма:

      14. равнодушие к людям, происходящим событиям;

    psycentr-algis.ru

    Атипичный аутизм - причины, симптомы, диагностика и лечение

    Атипичный аутизм – психоневрологическое расстройство, вызванное структурными нарушениями головного мозга и характеризующееся дизонтогенезом. Проявляется ограниченностью социальных взаимодействий, снижением познавательной активности, речевыми и двигательными стереотипиями. У больных нарушено восприятие действительности, мышление конкретное, зачастую имеется интеллектуальное недоразвитие. Клиническое обследование проводится психиатром и неврологом, дополнительно назначается ЭЭГ и психологическое тестирование. Помощь пациентам включает медикаментозное лечение, специальное интенсивное обучение и реабилитацию.

    Атипичный аутизм наиболее распространен среди больных с глубокой олигофренией, а также среди пациентов с тяжелыми специфическими нарушениями развития речи, обеспечивающей понимание грамматических структур, интонаций, жестикуляции. Расстройство получило свое название из-за особенностей клинической картины, атипичным является либо возраст дебюта (позже 3 лет), либо комплекс симптомов – заболевание может проявиться в первые 3 года жизни, но из трех обязательных клинических критериев РДА (стереотипии, речевые и коммуникативные нарушения) определяются только два или один. Эпидемиология атипичной формы аутизма составляет 0,02%. Среди больных преобладают лица мужского пола.

    Причины атипичного аутизма

    Физиологической основой заболевания являются структурные изменения различных отделов в головном мозге. Они могут быть спровоцированы разными факторами – эндогенными (внутренними) или экзогенными (внешними), генетическими. Причины развития атипичного аутизма подразделяются на три больших группы:

    • Наследственная отягощенность. Более чем у половины пациентов выявляются близкие родственники с таким же диагнозом. В конце XX века исследователи обнаружили ген, ответственный за аутизм. Его наличие не гарантирует развитие болезни, но увеличивает риск при влиянии иных факторов.
    • Пренатальные и натальные осложнения. Вероятность аутизма повышается при осложненном периоде беременности и родов. Большинство больных детей были подвержены внутриутробной гипоксии, инфекциям, токсемии, рождены раньше срока.
    • Соматические и психические болезни. Тяжелые психотические варианты аутизма дебютируют при злокачественном течении детской шизофрении и ряде генетических заболеваний. Симптоматически они проявляются при фенилкетонурии, ЦМВИ, эпилепсии.

    Патогенез

    Патофизиологическая основа болезни – поражения мозга. Провоцирующим механизмом при дебюте аутизма является воздействие повреждающего фактора в определенном возрасте, совпадающем с критическим периодом развития систем организма, в особенности ЦНС. Онтогенез нервной системы представляет собой последовательность кризисов, обеспечивающих качественные изменения психических и физиологических процессов. Этим периодам свойственна повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов. Возникновение тяжелых форм атипичного аутизма приходится на возраст 16-18 месяцев и совпадает с важными структурными онтогенетическими процессами в мозге, пиком естественной гибели нейронов в зрительной коре.

    Классификация

    Согласно МКБ-10 различают две разновидности патологии. Первая – атипичный аутизм, сочетающийся с олигофренией. Включает все виды умственной отсталости с аутистическими чертами, характер течения – малопрогредиентный. Вторая – атипичный аутизм без интеллектуальной недостаточности. Его также называют атипичным детским психозом, атипичным психотическим расстройством у детей. Данный вариант заболевания выявляется при синдроме Ретта, синдроме Мартина-Белла, синдроме Дауна и детской злокачественной шизофрении. Выделяют три общих стадии атипичного психоза:

    1. Аутистическая. Ее продолжительность составляет от 4 недель до полугода. Ключевые проявления – отрешенность, угасание эмоциональных реакций, нарастание пассивности. Естественное развитие приостанавливается, аутизм углубляется.
    2. Регрессивная. Разворачивается в промежутке от полугода до года. Характеризуется усилением симптоматики аутизма, редукцией речи и навыков гигиены. Больные начинают поедать несъедобное, значительную часть их двигательной активности составляют стереотипии.
    3. Кататоническая. Является наиболее продолжительной, длится от полутора до двух лет. Снижается глубина аутизма, появляются кататонические расстройства – двигательное возбуждение со стереотипиями. Больные кружатся, прыгают, раскачивают туловище, бегают кругами.

    После завершения кататонической стадии происходит постепенный выход из психоза. При ремиссии наблюдаются устойчивые гиперкинетические расстройства с импульсивностью, неврозоподобные симптомы в форме примитивных навязчивых действий. Проявления аутизма редуцируются, появляется слабая познавательная активность, восстанавливаются реакции на окружающих, понимание обращенной речи, навыки опрятности. Стабильной остается отгороженность от реальности, эмоциональная холодность в отношениях, стереотипные формы деятельности.

    Симптомы атипичного аутизма

    Одно из ключевых проявлений патологии – нарушение способности устанавливать социальные контакты. Этот симптом бывает выраженным либо слабым. В стабильном периоде пациенты не отказываются от общения, но не могут начинать и поддерживать разговор. При тяжелых формах аутизма ярко выражено стремление остаться в одиночестве, отгородиться от окружающего мира. Больные не хотят взаимодействовать с людьми при помощи речи, жестов или взглядов. Попытки принуждения к контакту вызывают импульсивные эмоциональные и двигательные реакции – крик, плач, самоповреждения, агрессию. Специфическое нарушение речи включает неумение формулировать и высказывать собственные мысли, в тяжелых случаях затруднено понимание обращенных фраз и слов. Утрачивается способность к абстрагированию – больные не понимают переносное значение выражений, сарказм, юмор.

    Аффективная холодность характеризуется трудностями в выражении эмоций, чувств и переживаний. Пациенты кажутся безразличными и безучастными к происходящему, неспособными радоваться, грустить. Они не могут сопереживать, проявлять любовь или ненависть. У детей эмоциональные отношения с матерью часто проявляются как патологическая привязанность, основанная на страхе незнакомых ситуаций, объектов и людей, а не на любви и потребности в материнской заботе. Чрезмерная раздражительность больных объясняется повышенной чувствительностью к внешним факторам.

    Ригидность психомоторной сферы представлена стереотипиями и отсутствием гибкости мышления. Двигательная активность включает различные варианты повторяющихся нецеленаправленных действий: пациенты стучат предметами о твердые поверхности (игрушками о пол, ложкой о стол), раскачиваются в положении сидя или стоя, ходят по кругу или по периметру помещения. Из-за выраженного снижения адаптивных способностей при любых переменах в окружающей обстановке или режиме дня возникает чувство страха, паника. Больные стремятся жить в окружении привычных вещей, изо дня в день совершать одинаковые ритуалы. Еще один симптом – сенсорные расстройства. У аутистов восприятие и обработка чувственной информации, поступающей от зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и вкусового анализатора, происходит иначе. Это нарушает процесс познания действительности, а иногда проявляется необычными способностями, например, эйдетической памятью, синестезией.

    У пациентов с детской злокачественной шизофренией возникают регрессивно-кататонические приступы, глубина аутистического компонента прогрессирует до тяжелой степени. У больных с синдромом Ретта аутизм нарастает постепенно, от легкого до выраженного, затем начинается стадия регресса, в исходе формируется негативизм, моторное возбуждение и импульсивность, стереотипные движения и действия. Для синдрома ломкой X-хромосомы типичны приступы кататонии с регрессом на 12-14 месяце жизни. В период психоза глубина аутизма тяжелая, в ремиссии – легкая и умеренная. При окончании психотического состояния наблюдается кататония и ступорозные состояния, эхолалии, селективный мутизм. При трисомии по 21 хромосоме расстройство проявляется в 24-36 месяцев, носит характер регрессивно-кататонического психоза с последовательной сменой всех трех стадий. Психоз завершается спустя 4-7 месяцев после начала, тяжесть аутизма ослабляется.

    Осложнения

    Качество жизни пациентов остается неудовлетворительным. Практически все больные оказываются вне общественных отношений, не имеют социальной поддержки для создания будущего, значительно ограничены в возможностях самоопределения, получения образования, трудоустройства. Основная причина развития осложнений – социальный дефицит. Дети, страдающие атипичными формами аутизма, испытывают трудности в обучении, нуждаются в индивидуализированном интенсивном психолого-педагогическом сопровождении. Взрослые не создают семьи, не реализуют себя в профессии. Если аутизм сочетается с выраженным расстройством рецептивной речи или тяжелой олигофренией, больным необходим постоянный уход.

    Диагностика

    Диагноз «атипичный аутизм» подтверждается врачом-психиатром. Кроме него в процессе обследования больного принимают участие педиатр, невролог, клинический психолог. Для диагностики используется ряд критериев: аномальность развития по типу дизонтогенеза, манифестация без привязки к раннему возрасту, симптомы качественных нарушений социального взаимодействия и/или стереотипии, отсутствие необходимых критериев детского аутизма. Обследование пациентов включает следующие методы:

    • Клиническую беседу. Информативные клинико-анамнестические данные предоставляются родителями, а при нахождении больного в медицинском учреждении – персоналом. Беседа с пациентом возможна в редких случаях, после нескольких встреч с врачом (после привыкания). В речи отмечаются повторения фраз, эхолалии, односложные ответы, рассказы о себе в третьем лице («Миша пошел спать», «он не хочет есть»).
    • Наблюдение. Анализ непосредственных эмоциональных и поведенческих реакций является основным способом получения диагностической информации. При первой встрече больные часто не вступают в контакт, стремятся избежать контакта с врачом (плачут, проявляют агрессию). Позже обнаруживаются более разнообразные проявления болезни: стереотипии, холодность эмоций, отсутствие интереса к социальному взаимодействию.
    • Исследование познавательных функций. При диагностике важно дифференцировать аутизм психотического типа от аутизма с олигофренией. Исследование когнитивной сферы осложняется нарушением межличностных взаимодействий, речевого развития. Психолог использует невербальные методики – сбор пирамидки, составление отдельных картин и сюжетных историй, кубики Коса, тест прогрессивных матриц Равена.
    • ЭЭГ. По данным электроэнцефалографии подтверждается вероятность диагноза. При устойчивом психозе определяется усиление тета-ритма, на регрессивной стадии – редукция альфа-ритма, при кататоническо-регрессивном психозе тета-ритм не обнаруживается, усиливается бета-ритм. Во время ремиссии восстанавливается альфа-ритм, уменьшается либо полностью исчезает тета-активность.

    Лечение атипичного аутизма

    В отношении больных аутизмом правильнее говорить не об изолированной терапии, а о комплексной медико-психолого-педагогической поддержке, направленной на повышение качества жизни, свободы и независимости в повседневных делах, восстановление субъектности в социуме. Единая схема помощи не разработана, потому что не существует метода или системы, одинаково эффективной для всех пациентов. Подход всегда индивидуален, реализуется в трех направлениях:

    • Интенсивное структурированное образование. Обучающие и поведенческие методы ориентированы на освоение навыков самопомощи, общения, полезного труда. Их формирование повышает уровень функционирования, снижает выраженность симптомов, корректирует неадаптивные формы активности. Широко применяются техники прикладного анализа поведения, занятия с логопедом, трудотерапия.
    • Медикаментозная терапия. Выраженные аутистические симптомы купируются с помощью лекарственных средств. Многим пациентам назначаются психотропные либо противосудорожные препараты. Относительно безопасны антидепрессанты, психостимуляторы, антиконвульсанты. При выраженном психомоторном возбуждении используется нейролептики, однако они способны спровоцировать атипичную реакцию или побочные эффекты. По этой причине их применение обосновано лишь в случаях неконтролируемого поведения с агрессией, нанесением самоповреждений.
    • Социальная реабилитация. При восстановлении социальной активности больных практикуется инклюзивный подход к образованию и осуществлению профессиональных обязанностей. Реабилитационные мероприятия проводятся комплексно, группой специалистов – психиатрами, медицинскими психологами и специальными педагогами, логопедами, дефектологами, инструкторами ЛФК, преподавателями музыки и творчества. Создаются интегративные группы в учебных учреждениях и на крупных предприятиях.

    Прогноз и профилактика

    Положительный исход преодоления когнитивных нарушений, восстановления навыков самообслуживания и общения, улучшения моторики и адаптации в условиях семьи возможен при раннем выявлении болезни и безотлагательном проведении коррекционной работы, включающей специальное обучение, фармакотерапию и вовлечение больных в социальные институты. При активной терапии симптомы не прогрессируют, психическое состояние приближается к норме (если нет тяжелой олигофрении). Профилактические меры в настоящее время не разработаны.

    www.krasotaimedicina.ru