Что управляет нашими решениями при том или ином выборе, и почему так редко мы основываемся на рациональных решениях? Выбор – всегда задача не из простых. И в тот момент, пока мы находимся в неопределённости, целая наука занимается изучением процессов, влияющих на решение потребителя. Что ж такое нейроэкономика – способ заработать или, все-таки, необходимая область психологии?
Нейроэкономика является развивающейся междисциплинарной областью, которая объединяет психологию и экономическую теорию. Проще говоря, даёт ответы на вопросы «как?» и «почему?» люди делают те или иные суждения и принимают решения с экономическими последствиями.
Существует интересная концепция, появившаяся в 20 веке, рассматривающая поведение человека как «чёрный ящик». Эта метафора иллюстрирует довольно простую схему – человек получает информацию и безотлагательно выдает готовое решение. И хотя многие экономические теории предлагают рассматривать поведение и выбор человека именно таким образом, психология готова это оспаривать. Нейроэкономика пытается преодолеть разрыв между входом и выходом (понять, что же находится и происходит в «чёрном ящике»), анализируя химические вещества и структуры, которые обеспечивают биологическую основу для индивидуальности в обработке и принятии решений. Большая часть коры головного мозга действительно посвящена интерепретации такого комплекса.
Нейроэкономика предполагает, что нервы и химический баланс в областях мозга, отвечающих за сознание (префронтальная кора, например), являются социоэмоциональной основой для большинства наших решений. Что интересно, базируются они, в основном, на нелогичности, аффекте и удовлетворении. Информация о том, что именно нами движет в процессе принятия решений, позволяет неплохо заработать создателям биологически адаптированной рекламы. Возможно, в будущем ученые смогут получить доступ к нашим бессознательным желаниям и предпочтениям. Будет ли это с целью заработка? И да, и нет.
Исследования показали, что первоначальный выбор делается за счет слепой дегустации (бессознательно), а вот принимать взвешенные решения помогает брендинг и культурные предпочтения. Выбор происходит осознанно, принимая во внимание собственные потребительские вкусы.
Нейромаркетинг кажется довольно противоречивым. Направлен он на обращение к определенным бессознательным механизмам, которые регулируют решения, повышающие покупки и прибыль.
Это может быть хорошо отработанной технологией маркетинга в качестве корпоративного инструмента. Гендерные различия в «организации мозга» хорошо известны как основные критерии принятия решений. Нейроэкономика знает толк в потребительском поведении, что уже проверено временем.
И тем не менее, несмотря на этические вопросы, исследование самых глубоких уровней сознания ради рекламной кампании проходит крайне успешно. Казалось бы, неправильная такая наука, но и здесь есть один больший плюс для психологии, определенно, есть что почерпнуть, для более углубленного изучения поведенческих основ человека.
По результатам одного исследования оказалось, что более эффективная работа получается, когда сотрудники фокусируются на творческом и эмоциональном мышлении. Чего не скажешь о фокусировке на логических доводах и различных исчислениях. Таким образом, еще раз подтверждается наше стремление избежать рациональности в принятии каких-либо решений.
Выявление различных биологических структур и процессов в нейроэкономических исследованиях помогает собрать больше информации о неврологической основе психических расстройств.
И пока можно с уверенностью сказать, что нейроэкономика не является лишней областью исследований.