Skip to main content
RSS

"Сотворение Адама": взгляд с точки зрения нейронаук

Роспись Сикстинской капеллы, выполненная великим Микеланджело Буаноротти в Сикстинской Капелле, конечно же, в первую очередь  выдающееся произведение искусства.  В том числе  фреска «Сотворение Адама» с двумя главными героями: Богом-Отцом и только что сотворённым Адамом.

 

 

Эта фреска создана в 1511 году (или около того). Она стала четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской Капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия Ветхого Завета.

Вспомним строку, относящуюся к этой фреске:

И сотворил Бог человека по образу Своему

(Быт. 1:27)

Впрочем, это не совсем точно. По-хорошему, здесь человек уже сотворён, и поэтому в интерпретации фрески появляются  новые нюансы.

Весьма вероятно,  в сюжете этого произведения искусства есть и третий главный герой, и он имеет прямое отношение к нейронаукам и неврологии. Доктор Фрэнк Линн Мешбергер, гинеколог из Медицинского центра св. Иоанна в Андерсоне, штат Индиана в опубликованной в 1990 году в Journal of the American Medical Association статье An Interpretation of Michelangelo's Creation of Adam Based on Neuroanatomy полагает, что этот герой  мозг человека.

Действительно, все труды Микеланджело на поприще изобразительного искусства  и живопись, и скульптура  говорят о великолепном знании мастером анатомии человека. Вспомнить хотя бы потрясающую проработку человеческого тела в «Давиде». Еще в своих «Жизнеописаниях художников» современник и коллега Микеланджело Джоржо Вазари вспоминает, что художник часто наблюдал за вскрытиями.  Именно это дало возможность Мешбергеру предположить наличие некоего скрытого послания в этой фреске.

Вот что пишет он сам: 

Фреска «Сотворение Адама» показывает Адама и Бога в движениее навстречу друг к другу, протянув друг другу руки, их пальцы почти соприкасаются. Можно представить «искру жизни», проскакивающую от Бога к Адаму через «синапс» между указательными пальцвми. Впрочем, Адам уже живой, его глаза открыты, и он сформирован полностью; но однако, картина нам говорит, что Адам «получает» нечто от Бога. Я считаю, что есть и третий «главный герой» на фреске, который ранее не был распознан. Я постараюсь показать, используя анатомическе рисунки Франка Неттера из The CIBA Collection of Medical Illustrations, Volume I — The Nervous System.

 

Давайте проследим за мыслью Мешбергера.

Вот четыре рисунка, пронумерованные от 1 до 4:

 

 

Как видно, первый и второй рисунки  очень похожи, как и третий и четвёртый.  Номера 1 и 3  это прориси по атласу нейроанатомии Франка Неттера.

 

 

Рисунок 6 (нумерация по цитируемой статье)  показывает левую боковую поверхность мозга и борозды и извилины, которые присутствуют в полушариях. Сильвиева борозда, или латеральная борозда  борозда, разделяющая полушария головного мозга. Рисунок 1  прорись этой иллюстрации.

 

 

Рисунок 8  прорись сечения головного и спинного мозгов, изображённого на рисунке 7. Рисунок 3 получается из рисунка 8 удалением мозжечка и структур среднего мозга, а также «отгибанием» назад спинного мозга из «стандартного» анатомического положения.

А теперь  сюрприз!  Рисунки 2 и 4 прорисованы… по изображению Бога и ангелов на фреске Микеланджело.  Рисунок 2 получен прорисью внешней «оболочки» и борозды, а рисунок 4 – это внешняя «оболочка» и крупные линии на фигурах Бога и ангелов.

 

Не верите? Смотрите:

Таким образом, Мешбергер полагает, что главный смысл фрески  не сотворение Адама как такового, а наделение его разумом, для того, чтобы он «был способен планировать лучшее и высшее» и «попытался достичь всего». 

#История   #Нейроанатомия   #Искусство  
12 Августа 2016 г.
.