Любой научный журналист знает, что любая научная конференция сама по себе — не новость. Ну хорошо, точнее — новость, но для отдела «Общество». Тем, кто интересуется наукой, совершенно неинтересно читать, что где-то прошла ещё одна конференция о чём-то. Прошла и прошла — их сотни и тысячи проходят по всему миру.
Конечно, можно воспользоваться конференцией, как новостным поводом и написать несколько новостей в стиле «британские учёные открыли». Но обычно самые интересные доклады — пленарные — почти не содержат новостей. Точнее, очень часто содержат, но эти новости еще не опубликованы и о них особо не напишешь — пока нельзя: многие журналы, куда пошлют эти данные, будут недовольны, если кто-то узнает об открытии не с их страниц.
И тем не менее, случаются конференции, которые, безусловно, заслуживают рассказа не только об отдельных учёных на ней, не только о каких-то новостях науки, но и о их самих, причём с точки зрения научного журналиста.
Нашему порталу в лице вашего покорного слуги и обоих заместителей главного редактора — Максима Патрушева и Анны Хоружей — выпала особая честь освещать конференцию Volga Neuroscience Meeting-2016, которая прошла с 24 по 30 июля сего года на борту теплохода «Нижний Новгород», следующего из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород.
Три составляющие успешной конференции — уровень участников и научной программы, уровень культурной (или, как её ещё называют, социальной программы) и место проведения. И всё зависит от уровня организаторов конференции. Надо сказать, что всё совпадает крайне редко. Здесь — получилось.
Давайте поговорим подробно по каждому из пунктов. Но сначала — цифры.
Только факты
Даты: 24-30 июля
Место: четырёхпалубный теплоход «Нижний Новгород» — проект 301, построен в Германии. Оснащён современным навигационным оборудованием и развивает скорость до 26 км/ч. Технические характеристики: длина судна — 125 м; ширина — 16,7 м; осадка — 2,7 м. Максимальное количество пассажиров — 259.
Маршрут: Санкт-Петербург — Валаам — Кижи — Горицы (Кирилло-Белозёрский монастырь) — Вытегра — Ярославль — Городец —Нижний Новгород.
Более 200 участников.
Более 100 иностранных участников.
Три основные секции («Нейронауки на клеточном уровне», «Нейронауки на молекулярном уровне» и «Вычислительные нейронауки»).
Два воркшопа («Динамика в науках о жизни и нейронауках» и «Интерфейсы мозг-компьютер»).
Восемь пленарных докладов.
Один специальный доклад.
92 доклада в секциях.
Две научно-популярных лекции.
Шесть вечеров живой музыки.
Семь экскурсий.
47 участников молодёжной школы.
Девять избранных докладов молодых учёных.
Один специальный выпуск журнала Opera Medica&Physiologica.
Организаторы
Главным организатором нашей конференции стал НИИ Нейронаук Нижегородского государственного университета имени Лобачевского. Кажется, это единственный НИИ в нашей стране, целиком посвящённый нейронаукам в широком смысле слова (просьба не обижаться Институту высшей нервной деятельности). Возглавляемый одним из лидеров в области нейронаук в нашей стране, Алексеем Семьяновым, успевшим поработать и в Университетском колледже Лондона, и в японском RIKEN, НИИ нейронаук стал ведущим центром страны по изучению одного из самых «модных» направлений в неромире – нейрон-глиальных взаимодействий (впрочем, не ограничиваясь, разумеется, только этой тематикой. Большой материал об этом институте мы начинаем готовить).
Алексей Семьянов
Поддержал конференцию и сам университет, а ректор ННГУ Евгений Чупрунов возглавил оргкомитет конференции – и сам участвовал в ней на всём протяжении рейса.
Одним из соорганизаторов новой конференции стал и новый журнал, Opera Medica&Physiologica, первый российский научный журнал, принимающий статьи только на английском языке. Кстати, команда журнала планирует вывести его импакт-фактор хотя бы до 4, чего пока в России не удавалось никому. Все абстракты докладов опубликовали в специальном выпуске журнала.
Научная программа
Как я уже сказал, на корабле было более 200 участников, из которых около сотни – иностранные учёные. При этом, надо сказать, несмотря на санкции и предубеждения, большинство приглашённых спикеров – а их было около сотни – нашло возможность приехать. Как говорит Алексей Семьянов, отказов было не больше, чем на любой крупной конференции: около десяти процентов, и это абсолютно нормально.
Доклад главного редактора Nature Reviews Neuroscience Journal
Все участники конференции, с которыми мне довелось общаться во время конференции, говорили, что уровень докладов и уровень участников оказался очень, очень высоким. Пленарные лекции читали только специалисты мирового уровня. Можно просто называть имена Хельмута Кеттельмана, сделавшего доклад о роли микроглии в различных нейрозаболеваниях (от Альцгеймера до шизофрении), нейроучёного и психиатра Джона Рубинштейна с лекцией из области нейрогенетики и транскриптомики, Мишу Цодыкса из Израиля с докладом о синаптических истоках рабочей памяти, Майкла Хауссера – одного из основателей оптогенетических методов исследования мозга…
Ну а когда общаешься с Михаилом Лебедевым, одним из известнейших специалистов по интерфейсам «мозг-компьютер» в мире, испытываешь вдвойне странное впечатление — беседовать с автором одной из любимых твоих новостей за 2016 год. Не говоря уже о фантастической его пленарной лекции о прошлом, настоящем и будущем нейроинтерфейсов, на основе которой у нас ещё выйдет обзорная статья.
Ну и я бы еще отметил «специальный доклад» Сиан Левис, главного редактора Nature Reviews Neuroscience Journal о том, как сделать хороший обзор.
И — постерную сессию, на которой были и очень хорошие стендовые доклады — и реальная, настоящая научная дискуссия у стендов, что важно и полезно.
Культурная программа и место проведения
В нашем случае, культурная программа совпадала с местом проведения. Валаам-Кижи-Кирилло-Белозёрский монастырь-Вытегра-Ярославль-Городец: Россия всех времён, от XV до XX веков, от древних монастырей до боевой подводной лодки Б-400 предстала перед нашими гостями. Природа, архитектура, история…
Само путешествие по рекам, озёрам и каналам для большинства наших гостей было в диковинку. Многие (даже россияне) не знали, что такое шлюз, и сбегались на палубу во время прохождения шлюзовых каскадов. Чего стоит, например, замечательный случай с гостем из одной азиатской страны, который проснулся и увидел в иллюминатор вместо просторов Онежского озера стенку шлюза. Он даже успел выбежать в коридор в поисках спасения…
Была и попытка научно-популярного просвещения в среде крупных учёных. Ваш покорный слуга прочёл две лекции по деревянной архитектуре (в преддверии Кижей) и по освоению Солнечной системы. Не мне судить, насколько этот опыт оказался успешным, однако некий отклик он вызвал.
Ну и, конечно же, музыка. Каждый вечер – час живой музыки в исполнении нижегородского квинтета (вокал, скрипка, виолончель и фортепиано). Японский гость и участник конференции радовал нас виртуозным исполнением классики на фортепиано в инициативном порядке, а в последний вечер девушки организовали концерт, в котором приняли участие многие учёные. Российский сводный нейрохор спел «Эх, дороги!», а международный – «Луч солнца золотого». Команда портала тоже поздравила всех песней под гитару.
Что дальше?
Если говорить о нашем портале, то этой колонкой мы открываем большую серию материалов: научных новостей, интервью, обзорных статей, видео, материалы для которых были собраны на этой конференции. Мы рассчитываем радовать вас этими материалами минимум полгода. Что же касается будущего конференции, уже сейчас понятно, Volga Neuroscience-2018 — быть. Правда, вероятно, маршрут ее может быть другим – от Нижнего Новгорода до Волгограда. Время покажет.
Алексей Паевский, главный редактор портала «Нейротехнологии.РФ». Фото автора