Непредсказуемый искусственный интеллект (ИИ) – не очень приятная перспектива будущего. Но новое исследование показывает, что компьютеры, которые ведут себя беспорядочно, могут подтолкнуть нас к лучшей координации действий с другими людьми и более быстрому выполнению задач. Такой подход может усовершенствовать транспортный поток, улучшить корпоративную стратегию и, возможно, даже укрепить браки.
Если вы хотите, чтобы проект преуспевал, недостаточно просто нанять много сотрудников: им нужно разделить задачи. Одним из решений является вертикальное управление: лидер или руководящий орган говорит всем, что делать. Более противоречивая идея состоит в том, чтобы заставить людей отходить от лучшего, на их взгляд, решения. Это может, согласно так называемой комплексной теории систем, подтолкнуть всю систему к глобальному выравниванию. Два человека, находящиеся тупике, при переговорах могут найти новое решение, а порой даже абсолютно сумасшедшее.
Чтобы выяснить, может ли непредсказуемый ИИ помочь людям координировать действия, Хироказу Ширадо (Hirokazu Shirado), социолог и системный инженер, и Николас Кристакис (Nicholas Christakis), социолог и врач в Йельском университете, попросили добровольцев сыграть в простую онлайн-игру. Каждый человек контролировал один узел из 20 в единой сети. Узлы были окрашены в зеленый, оранжевый или фиолетовый цвета, и люди могли в любое время изменить цвет своих узлов. Цель состояла в том, чтобы ни один из двух смежных узлов не имел одного цвета, но игроки могли видеть только их цвет и цвета узлов, с которыми они были связаны, поэтому иногда урегулирование конфликтов с соседями вызывало невидимые конфликты между этими соседями и их соседями. Если сеть достигла цели до истечения 5-минутного лимита времени, все игроки в сети получили дополнительную оплату. Исследователи набрали 4000 игроков и разместили их в 230 случайно сформированных сетях.
В некоторых сетях было 20 человек, управляющих узлами, но у части было три из центральных или хорошо связанных узлов, которые уже окрашены соответствующе одному решению (в каждой сети их было несколько). И в некоторых сетях было 17 человек и три бота, или простые AI-программы, отвечающие за узлы. В одних сетях узлы, управляемые ботом, размещались централизованно, в других случаях они располагались по периферии, а в остальных - случайным образом. Боты также варьировались в зависимости от того, насколько сторонние шумы или случайность повлияли на выбор цвета узлов. В некоторых сетях каждые 1,5 секунды боты выбирали любой цвет, отличный от наибольшего числа соседей - как правило, это хорошая стратегия среди людей, играющих в игру. В некоторых сетях они следовали этой стратегии, но в 10% случаев они выбирали случайным образом, а в других – время случайного выбора выросло до 30%.
Сети, в которых боты, случайным образом подбиравшие решения, размещались централизованно, в 10% случаев превосходили сети с «человеческим» управлением. Чаще всего они решали координационную игру в течение установленного срока (85% против 67% времени). Среднее время, затрачиваемое на выполнение задачи, составило 103 секунды по сравнению с 232 секундами, что является значительным различием, сообщают исследователи в Nature.
Более того, бот-сети работали так же хорошо, как и сети, у которых уже был «правильный старт» - те, у которых три узла были настроены так, чтобы соответствовать решению. Но в то время как сети с установленным цветовым кодированием требовали контроля сверху вниз, «шумные» боты добивались равных результатов лишь с небольшой локальной случайностью.
«Для меня это был прекрасный результат», - говорит Кристакис.
Дальнейший анализ показал, что немного шумное поведение ботов принесло пользу сетям, в частности, установив пример для других. Некоторые люди также показывали «шум», время от времени решая выбрать цвет, который противоречил их соседям. Уровень шума ботов влиял на уровень шума у людей - даже на несколько узлов, что указывает на эффект пульсации.
«Боты помогают людям помогать самим себе», - говорит Кристакис.
Без добавленного ботом шума люди часто застревали в колеях, где каждый человек выбирал цвет, который противоречил наименьшему числу соседей, но сеть в целом все еще была «конфликтной».
«В каком-то смысле эти боты служат для обучения», - добавляет Кристакис. Если вы видите, что сосед (бот или человек) часто меняют цвет, вы тоже можете это сделать. Он отмечает, что очень сложные AI-программы, такие как AlphaGo, могут помочь людям играть в Go лучше, но здесь люди учились даже на «немом ИИ».
Есть некоторый прецедент для возмущения, увеличивающего гармонию - случайные мутации позволяют эволюции производить сложные организмы, например.
«Это классное небольшое исследование», - говорит Майкл Ричардсон (Michael Richardson), психолог из Университета Цинциннати в Огайо. - «Результаты вполне соответствуют тому, что вы ожидаете от сложных систем».
Колин Камерер (Colin Camerer), экономист Калифорнийского технологического института в Пасадене, который рассмотрел статью, предпочитает, чтобы исследователи использовали простой, строгий метод для получения богатого материала, который демонстрировал, как случайность может привести к порядку в социальных взаимодействиях. Но он отмечает, что из-за простоты модели «трудно увидеть близкий аналог чему-то, что происходит в организации». Исследователи надеются расширить работу, чтобы включить более сложные и реалистичные взаимодействия, возможно, между людьми и роботами в военных или производственных целях.
Боты могли помочь людям во многом, помимо шума. Можно себе представить, что чатботы посредничают в терапии отношений, направляя пары к компромиссу, не поддаваясь раздражению или скуке. Недавнее исследование показало, что Tweetbots, изображающие себя как настоящих людей, могут пристыжать расистов с использованием меньшего количества расовых оскорблений.
Христокис упоминает дорогого друга, который богат, но многие считают его неопределившимся.
«Он сказал мне, что его никогда не просили быть в совете директоров, потому что он очень противоречив», - говорит Кристакис. «Когда я показал ему эту статью, он сказал: «Это фантастика! Это подтверждает мой образ жизни! Вот почему такие противоречивые, как я, должны присутствовать на каждом корпоративном форуме».