Skip to main content
RSS

Чувство вины порождает альтруизм

Почему мы делимся с людьми, несмотря на то, что прямой выгоды от этого мы не получим? Исследования, направленные на изучение альтруизма, обычно показывали, что при бескорыстной помощи человек испытывает тёплые и хорошие чувства, поэтому делает это снова и снова. Но новые результаты показали совсем другую сторону альтруизма. Мотивация может исходить от…чувства вины, сообщили учёные на ежегодном собрании AAAS.

Результаты коррелируют с известным психологическим экспериментом: игра на доверие. Пара участников получает определённую сумму денег, как правило второму испытуемому дают в несколько раз больше, чем первому. Причём оба игрока знают суммы друг друга. Тот, у кого оказалось больше средств, должен отдать часть партнёру. Например, если Питер получил 10$, то Полу досталось 40$. В этом случае Пол решает, сколько же денег «пожертвовать».

После нескольких лет исследований оказалось, что большинство людей отдают напарнику примерно половину своей суммы, несмотря на то, что не обязан делать это.

«Обычно это объясняли положительными эмоциями, связанными с «добрыми» поступками. Но я обнаружил, что люди никогда не выглядят особенно счастливыми при передаче денег», - говорит Алан Санфи (Alan Sanfey), нейробиолог из Центра когнитивного сканирования мозга Дондерса при университете Редбоуд в Нейменгене, Нидерланды.

Так родилось предположение, что наиболее значимым фактором при выборе является избегание чувства вины, от того, что были несправедливы с партнёром. Поэтому известную игру немного трансформировали. Теперь же, второй испытуемый получает бОльшую сумму, чем думает его напарник. Вернёмся к примеру с Питером и Полом. У Питера так же 10$ и ему сказали, что у Пола в четыре раза больше, то есть 40$. Но на самом деле, Пол получил 60$ и в курсе заблуждения Питера.

Полу теперь оказывается в затруднении. Что же он выберет? Отдать справедливую сумму с точки зрения напарника (20$) или же со своей точки зрения? По предположению Санфи, чувство вины побуждало действовать в соответствии с ожиданиями Питера, а приятные эмоции – отдавать половину вне зависимости от убеждений партнёра.  

Санфи с коллегами запустили этот эксперимент среди студентов нескольких десятков высших учебных заведений с различными вариациями сумм денег. Учёные обнаружили, что некоторые люди всегда отдают половину своей реальной суммы, а другие всегда отдавали половину «фиктивной» суммы. Была даже группа людей, которые по мере увеличения своего «выигрыша» стали отдавать всё меньше денег, склоняясь в сторону «фиктивной» половины суммы.

Также во время принятия решений мозг участников сканировали с помощью фМРТ. При выборе «загорались» определённые паттерны в медиальной префронтальной коре, отвечающей за принятие решений. Такие «моральные фенотипы» помогают точно предсказать, какой «вид» альтруизма предпочтёт человек при столкновении со сложным моральным выбором.

В настоящее время лаборатория Санфи сконцентрировалась на том, каким образом обнаруженные «моральные фенотипы» реагируют на моделирование экономического неравенства. 

#Альтруизм   #ФМРТ  
26 Февраля 2017 г.