Юмор и смех – одни из самых неизученных эмоций человека. Известно немногое, чтобы стать смешной шутка должна обладать двумя качествами: неожиданность (удивительное сочетание несвязанных понятий) и быстрая смена между этими самыми понятиями и смыслами. Физик-теоретик Митио Каку в книге «Будущее разума» считает, чтобы произвести эффект на зрителя, перед ключевой «смешной» фразой комик должен выждать определённое время для того, чтобы мозг зрителя начал искать варианты окончания фразы, но при этом не слишком долго, иначе шутка станет предсказуемой. Тем не менее, все гипотезы и исследования направлены на понимание обычного юмора, а исследователи Венского университета решили сфокусироваться на его специфической разновидности – чёрном юморе.
Кадр из фильма "Матрица"
Авторы новой работы провели эксперимент с участием 156 человек (среди них 76 женщин и 80 мужчин) в возрасте около 33 лет. Добровольцам показывали 12 карикатур художника Ули Штайна, изображающих смерть, пошлость, болезни и прочее. Позже испытуемые проходили тесты на вербальный и невербальный интеллект, агрессивность, настроение и понимание карикатур.
Оказалось, что чёрный юмор понимали люди с высокими показателями интеллекта (вербального и невербального), а также с низким уровнем агрессии, что противоречит представлениям о склонности к садизму любителей «жестоко» пошутить. Участники совсем не понявшие карикатуры имели более низкий вербальный и высокий невербальный интеллект и повышенный уровень агрессии.