Skip to main content
RSS

Стресс для толпы – куда бежать?

В чрезвычайных ситуациях, таких как террористические акты, стихийные бедствия и пожары, всегда есть риск массовой паники, ведущей к смертельному исходу от одного до тысячи человек. Но что вызывает массовую панику, и где кроется опасность? Исследователи из Института Макса планка по человеческому развитию, Disney Research Zurich, швейцарской Высшей технической школы Цюриха и Рутгерского университета смоделировали эти ситуации в виртуальной среде. 

Почему чрезвычайные ситуации, например, такие как эвакуация из зданий, часто характеризуются массовой паникой? Международная группа исследователей пригласила 36 испытуемых для участия в смоделированной опасной ситуации.  Каждый участник одновременно перемещает своего героя на экране компьютера. Исследователи изучили поведение участников в ряде экспериментов, устанавливая различные задачи в условиях высокой нагрузки.

Исследователям удалось показать, что поведение участников в виртуальной среде во многом согласуется с реальной жизнью. Например, участникам предложено перенести своего героя через узкий коридор, не натыкаясь на других. Результат показал, что  95% участников предпочли разъехаться по правой стороне. Предыдущие исследования говорят нам о том, что европейцы склонны интуитивно идти по правой стороне.

«Наши исследования показали, что виртуальная среда может помочь исследовать поведение человека в аварийной ситуации – то, что невозможно в реальном мире при всех этических нормах и правилах безопасности», - говорит Мехди Moусайд, научный сотрудник центра адаптивной рациональности в Институте Макса планка по Человеческому Развитию.

Чтобы узнать, как участники отреагировали на аварийную ситуацию, исследователи имитировали массовую эвакуацию из комплекса с четырьмя выходами, из которых только один был пригоден для использования. И  хотя большая часть группы не знала, где нужный выход, некоторым указывали его стрелкой в верхней части монитора. Участники знали, что некоторые члены группы были осведомлены о правильном пути, но они не знали, кто эти люди. Кроме того, исследователи увеличили уровень стресса, поставив участников в жесткие условия: участникам пришлось покинуть здание в течение 50 секунд, чтобы избежать значительных потерь. Кроме того, прилагалось плохое освещение, красные мигающие лампочки и «огонь» на заблокированных выходах.

Эксперименты показали, что «толкучка» быстро увеличивается при стрессовых ситуациях. Наиболее опасные зоны были там, где нужно принимать решения; места, где узко и где участники вынуждены развернуться и идти обратно против течения толпы.

Исследователи также смотрели на социальное поведение во время стрессовой ситуации. Их анализ показал, что люди были подвержены более сильным социальным сигналам, чем в менее стрессовых ситуациях. Другими словами, они были более осведомлены о том, где собралась группа, что она делает и как себя чувствует.

Выводы показывают, что люди более склонны следовать за группой под влиянием этих сильных социальных сигналов. Это и приводит к «толкучке».

«Наши результаты показывают, что поведение человека в виртуальной среде согласуется с поведением в реальной жизни, - говорит Мехди. -  Таким образом, погружения в виртуальную реальность будут еще тестироваться. Например, городские планировщики и архитекторы смогут использовать их для исследования новых планов эвакуации». 

#Паника  
17 Сентября
.