Математика – довольно сложный предмет в школе. Далеко не все ученики ее любят. Более того, математические способности всех детей существенно различаются. Некоторые даже не могут справиться с такой простой задачей, как вычесть или отнять. Ученые их Стэндфордского университета и Georgetown University Medical Center провели совместное исследование, чтобы выяснить, как появляется «математическое бессилие».
Неспособность к пониманию математики возникает из-за отклонений в процедурной памяти. Процедурная память имеет решающее значение при автоматизации не врожденных навыков (например, вождение автомобиля). За процедурную память отвечают многие мозговые структуры: базальные ганглии и лобные и теменные доли. Дисфункция процедурной памяти и приводит к отклонениям, сказывающимся на математике.
Ученые предложили еще одно объяснение – нарушения в кратковременной пространственной памяти. Именно из-за этого отклонения возникают проблемы с запоминанием чисел.
Ведущие исследователи Ульман и Эванс считают, что освоение математики зависит от двух основных систем мозга - обучения и памяти. Здесь участие принимает не только процедурная, но и декларативная память. Эти два вида постоянно чередуются. «Например, если человек решил обучиться навыкам вождения, то сначала используется декларативная, а при помощи процедурной памяти эти знания постепенно автоматизируются. У детей с большими трудностями в математике есть ряд нарушений в «процедурной», поэтому навыки вычисления и решения задач у них не автоматизируются», - говорит Эванс.
Более того, когда ухудшается процедурная память, у детей может быть дислексия и нарушения речевых функций.