RSS: Статьи и публикации // Нейротехнологии.рф http://www.neurotechnologies.ru/articles Интересные и позновательные статьи на сайте Нейротехнологии.рф Tue, 12 Jul 2016 07:57:52 +0100 ru Как устроен мозг: лобные доли http://www.neurotechnologies.ru/articles/lobus_frontalis

В прошлом материале нашего цикла мы говорили про маленького брата-близнеца головного мозга  мозжечок, теперь же пора переходить и к самому так называемому большому мозгу. А именно к его части, которая делает человека человеком  лобным долям.

 

Лобные доли выделены голубым

 Немного о терминах

Эта одна из самых молодых частей человеческого мозга, которая составляет около 30%. А находится она в передней части нашей головы,  откуда и берет название «лобная» (на латыни это звучит как lobus frontalis, причём lobus  это «доля», а не «лобная»). От теменной доли она разделяется центральной бороздой (sulcus centralis). В каждой лобной доле располагаются четыре извилины: одна вертикальная и три горизонтальные  верхняя, средняя и нижняя лобные извилины (то бишь,  gyrus frontalis superior, medius и inferior соответственно  в английских текстах можно просто встретить эти латинские термины).

Что они делают?

Лобные доли регулируют систему распределения произвольных движений, двигательных процессов речи, регуляцию сложных форм поведения, функций мышления и даже контролирует мочеиспускание.

Лобные доли

У висков находится часть долей, «отвечающая» за интеллектуальные процессы.

Левая доля формирует качества, определяющие личность человека: внимание, абстрактное мышление, стремление к инициативе, способность к решению проблем, самоконтролю и критической самооценке. У большинства людей здесь же расположен центр речи, но есть примерно 2-5 жителей планеты, у которых он базируется в правой лобной доле. Но на деле способность говорить не изменяется в зависимости от местоположения «кабины управления».

Извилины, конечно, тоже имеют свои неповторимые функции. Передняя центральная извилина отвечает за двигательные способности определённых частей тела. По сути, получается «перевёрнутый человек»: лицом управляет нижняя треть извилины, та что ближе ко лбу, а ногами  верхняя треть, та что ближе к теменной области.

В задних отделах верхней лобной извилины находится экстрапирамидный центр, то есть экстрапирамидная система. Она отвечает за функцию произвольных движений, «готовность» центрального моторного аппарата к выполнению движения за перераспределение мышечного тонуса при выполнении действий. А также она принимает участие в поддержании нормальной позы. В заднем отделе средней лобной извилины располагается лобный глазодвигательный центр, который отвечает за одновременный поворот головы и глаз. Раздражение этого центра поворачивает голову и глаза в противоположную сторону.

Основная же функция лобной доли  «законодательная». Она контролирует поведение. Только этот участок мозга отдаёт команду, не позволяющую человеку осуществить социально нежелательные побуждения. Например, если эмоции диктуют ударить начальника  лобные доли сигнализируют: «Стой или потеряешь работу». Конечно, они только уведомляют, что так делать не надо, но останавливать действия и отключать эмоции не могут. Что интересно: лобные доли работают, даже когда мы спим. 

Кроме этого, они ещё и дирижёр, помогающий всем областям мозга работать согласованно.

И именно в лобных долях были открыты нейроны, которые назвали самым выдающимся событием в неврологии за последние десятилетия. В 1992 году киевлянин по рождению, итальянец по паспорту, Джакомо Риццолати открыл  и в 1996 году опубликовал так называемые зеркальные нейроны. Они возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия. Считается, что именно им мы обязаны способностью к обучению. Позже такие нейроны нашли и в других долях, но именно в лобных они были найдены первыми. 

Джакомо Риццолатти

Если они не работают

Поражение лобных долей приводит к возникновению беззаботности, бесполезных целей и склонности к неуместным смехотворным шуткам. Человек теряет смысл жизни, интерес к окружающему и может целыми днями спать. Так что если вы знаете такого человека, возможно, он не лентяй и лодырь, а у него отмирают клетки лобных долей!

Нарушение деятельности этих зон коры подчиняет действия человека случайным импульсам или стереотипам. При этом заметные изменения затрагивают саму личность пациента, а его умственные способности неизбежно снижаются. Особенно тяжело сказываются такие травмы на личностях, основа жизни которых  творчество. Создавать что-то новое они уже не в состоянии.

Повреждения этой области мозга можно обнаружить с помощью патологических рефлексов, которые в норме отсутствуют: например,  хватательный (рефлекс Янишевского-Бехтерева), когда кисть человека смыкается при прикосновении любого предмета к руке. Реже этот феномен проявляется навязчивым хватанием предметов, которые появляются перед глазами. Бывают и другие подобные нарушения: смыкание губ, челюсти и даже век.

Невролог Алексей Янишевский

В 1861 году французский врач Поль Брока описал интересный случай. Он знал старика, говорившего лишь: «Тан-тан-тан». После смерти пациента выяснилось, что в задней трети нижней лобной извилины левого полушария присутствовало размягчение - след кровоизлияния. Так родился медико-анатомический термин «центр Брока», и впервые взору учёных открылось назначение нескольких кубических сантиметров человеческого мозга, лежащих на самой его поверхности. 

Центр Брока

Существует достаточно много примеров, когда люди жили со значительными повреждениями лобной доли. Мы даже не раз писали о подобном, например, о «случае с ломиком». Так почему же люди не умирают при разрушении самой крупной и сложной, формирующейся лишь к 18 годам, области мозга? Объяснить это пока что не смогли, но всё же поведение людей «без лобных долей» довольно странное: один после беседы с врачом невозмутимо вошёл в приоткрытый шкаф, другая села писать письмо и заполнила всю страницу словами "Как поживаете?".

Знаменитый Финеас Гейдж, выживший после поражения лобной доли ломиком

Синдром лобной доли

У всех подобных пациентов развивается синдром лобной доли, который имеет место при массивных поражениях этого отдела мозга (нейропсихологический синдром или расстройство личности органической этиологии, согласно МКБ-10). Так как именно лобная доля ответственна за функции обработки информации и контроля психической деятельности, то её разрушение в результате черепно-мозговой травмы, развития опухолей, сосудистых и нейродегенеративных заболеваний ведёт к большому разнообразию нарушений.

Например, при восприятии узнавание простых элементов, символов, изображений особо не страдает, но пропадает способность адекватно анализировать какие-либо сложные ситуации: на предъявляемые  стандартные стимулы человек реагирует случайными и импульсивными ответами, которые рождаются под влиянием прямого впечатления.

То же самое импульсное поведение проявляется и в двигательной сфере: человек лишается способности к целенаправленным продуманным движениям. Вместо этого появляются стереотипные действия и бесконтрольные двигательные реакции. Страдает и внимание: больному сложно сконцентрироваться, он крайне отвлекаем и легко переключается с одного на другое, что препятствует выполнению поставленных задач. Сюда же можно отнести расстройства памяти и мышления, «благодаря» которым становится невозможным так называемое активное запоминание, теряется способность увидеть задачу «целиком», отчего она теряет свою смысловую структуру, утрачивается возможность её сложного анализа и поэтому – поиска программы решения, а также осознания своих ошибок.

У пациентов с подобными поражениями почти всегда страдает эмоционально-личностная сфера, что, собственно, и наблюдалось у того же Гейджа. Больные неадекватно относятся к себе, своему состоянию и окружающим, у них часто появляется состояние эйфории, которое может быстро сменяться агрессией, переходить в депрессивные настроения и эмоциональное безразличие. При лобном синдроме нарушается духовная сфера человека – теряется интерес к работе, меняются или полностью исчезают предпочтения и вкусы.

 

Лоботомия

К слову, одна из страшнейших операций, лоботомия, нарушает связь между лобными долями, и результат получается такой же, как при обычных повреждениях: человек перестает беспокоится, но получает множество «побочных эффектов» (эпилептические припадки, частичные параличи, недержание мочи, набор веса, нарушение моторики) и фактически превращается в «растение».

В качестве итога скажем: жить без лобной доли можно, но нежелательно, иначе всё человеческое растеряем.

Rizzolatti G., Fadiga L., Gallese V., Fogassi L.

Premotor cortex and the recognition of motor actions. 

Cogn. Brain Res., 3 (1996), 131-141.


Gallese V., Fadiga L., Fogassi L., Rizzolatti G

Action recognition in the premotor cortex.

Brain, 119 (1996), 593-609.

 

Анастасия Шешукова, Анна Хоружая

]]>
Mon, 11 Jul 2016 20:21:49 +0100
Европейский Форум нейронаук: FENS-2016 http://www.neurotechnologies.ru/articles/fens2016

Мы продолжаем летнюю тему научных путешествий. В Дании 6 июля завершился 10-й форум нейронаук Федерации европейских обществ нейронаук (10th FENS Forum of Neuroscience). Рассказывает Александра Пойдашева, невролог и нейрофизиолог отделения нейрореабилитации Научного центра неврологии.

 

Конференция проводилась в Копенгагене и собрала огромное количество исследователей и молодых учёных со всего мира. Только от нашей страны заявилось около 100 участников. Хотя, например, из Италии приехало 350 учёных  возможно, на это повлиял тот факт, что президент FENS  итальянка Моника Ди Лука. На форуме презентовались исследования в различных областях, объединённых в понятие «нейронауки»: это и нейробиология, и исследования с помощью методов оптогенетики, и различные способы отражения работы ЦНС у человека (нейрофизиология, нейровизуализация и др.).  Кроме лекций, посвящённых изучению базовых принципов работы тех или иных типов клеток или нейронных ансамблей, проводились симпозиумы по темам исследований в области отдельных патологий, таких как боковой амиотрофический склероз (БАС), нарушение пищевого поведения, расстройства настроения.

Я представляла на конгрессе постерный доклад о результатах работы нашей группы по изучению неинвазивной стимуляции мозга, посвящённый проблемам того, как нужно выявлять сети пассивного режима работы мозга (default mode network) у пациентов с хроническими нарушениями сознания, и не могу не отметить, что постерная сессия оказалась очень обширной: на обсуждение докладов каждый день выделялось три часа. Это послужило отличной возможностью для формирования новых научных связей.

 

На пленарном заседании

 

Нобелиаты в эфире

 

Кроме симпозиумов и постерных секций форум отличал набор пленарных лекций высочайшего класса. Лекции проводились в зале вместимостью около 1500 человек, и этот зал всегда наполнялся до отказа – так, что вместо вечернего перекуса приходилось бежать и занимать место. Одним из самых запоминающихся моментов форума стала лекция лауреатов Нобелевской премии по физиологии и медицине 2014 г. Мэй-Брит и Эдварда Мозеров, а также Джона О'Кифа, посвящённая открытой ими системе нейронов координатной сетки, которая позволяет ориентироваться в пространстве (своеобразная система нейроGPS). Ещё более приятно то, что проводилась онлайн-трансляция этих лекций, так, что все желающие могли с ними ознакомиться (и могут до сих пор).

 

Кроме того, запомнилась лекция профессора Стивена Хаймена, в которой он говорил о вопросах этики, а точнее – позиции нейронауки в вопросах наказания за преступления, совершённые лицами, страдающими шизофренией или наркоманией. Хаймен утверждает, что планирование и контроль действий во многом зависят от бессознательных механизмов, а ощущение себя как исполнителя действия – продукт механизмов, связанных непосредственно с действием, а не предшествующих ему. Соответственно, с точки зрения нейронауки наказание за подобного рода преступления, даже при наличии свидетельств сознательной подготовки, не всегда правомерно, так как подобное поведение во многом определяется механизмами, которые осознанно не контролируются.

 

 

 

Лекция Джулио Тонони

 

Закрывала форум лекция Джулио Тонони, известного в качестве автора теории интегрированной информации, на основании которой строится представление о феномене сознания. Однако, помимо этого, Тонони   один из ведущих учёных, занимающихся вопросами сна. Им выдвинута гипотеза синаптического гомеостаза (synaptic homeostasis hypothesis), согласно которой бодрствование, а точнее  необходимость познания и научения во время бодрствования, требует увеличения силы синаптических связей, тогда как во время сна состояние синапсов восстанавливается  в этом и заключается гомеостаз. Эта теория находит свои подтверждения как в экспериментах на животных, так и в исследованиях у человека. Лекция стала завершающим аккордом полного новых впечатлений и открытий форума.

История в фокусе

Ещё хочу отметить, что кроме научной программы ежедневно проводилась постерная сессия, посвящённая истории нейронаук в европейских странах и отдельным выдающимся учёным. Так, например, наши коллеги из Львова подготовили стенд о выдающемся нейроанатоме, впервые описавшем гигантские пирамидальные нейроны первичной моторной коры головного мозга, уроженце Черниговской области Владимире Алексеевиче Беце (мы напишем и о нём прим. ред.). Мне кажется, это один из отличных примеров того, как важно поддерживать память о наших соотечественниках, которые внесли свой вклад в развитие мировой нейронауки.

За кулисами

Помимо конференции удалось побывать в офисе и на производстве одного из крупнейших производителей стимуляторов для транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС)  компании Magventure, расположенной в пригороде Копенгагена  городе Фарум. Было очень интересно заглянуть, наконец, внутрь катушки, которую я каждый день держу в руках. Кроме того, меня совершенно поразило, что всё производство ручное, то есть каждая катушка  это плод огромного, кропотливого труда инженеров.

 

 

Дома в Копенгагене

 

Копенгаген встретил меня ненастной и ветреной погодой. Датские коллеги сказали, что вот такое оно и есть, скандинавское лето. С одной стороны, холод и сырость, зато с другой  старинная архитектура, в чем-то напоминающая Старый город Риги, доброжелательность местных жителей, всегда готовых прийти на помощь запутавшемуся путешественнику, красота аккуратных дворов с высаженными буквально повсюду и цветущими как раз в этом месяце розами  и за это город невозможно не полюбить.

 

 

 

]]>
Sun, 10 Jul 2016 20:05:28 +0100
Оптогенетика в вопросах и ответах http://www.neurotechnologies.ru/articles/optogeneticsQA

На нашем портале уже есть много разных видов материалов: статьи, новости, интервью, «10 фактов», биографии, «картинки дня». Предлагаем вам ещё один жанровый эксперимент: вопросы и ответы. И первый такой материал посвящён одному из самых современных методов нейронаук — оптогенетике.

Бычий родопсин

 

Что такое оптогенетика?

Оптогенетика  это набор технологий, которые позволяют при помощи излучения возбуждать или затормаживать активность определённого нейрона при помощи белков-опсинов.

Что такое опсины?

Опсины  это мембранные белки-насосы: при воздействии света определённого спектра они перекачивают ионы с одной стороны мембраны на другую, что приводит к изменению её потенциала.

Под воздействием синего света белок ченнелродопсин-2  (ChR2) открывает доступ притоку Na+ в клетку, а связанный с опсином на внутриклеточной стороне флуоресцентный белок светится под воздействием зелёного света, позволяя визуализировать ChR2-экспрессирующие клетки.

 

Как обнаружили опсины?

Первый организм, в котором нашлись опсины в 70-х годах ХХ века  это архея Halobacterium salinarum, которая, в свою очередь, обитала на солёной рыбе, что определили ещё в 1922 году. Опсины в мембране этого микроорганизма придают характерный розовый цвет ракообразным обитателям солёных озер (а также перьям фламинго, поедающим их). Опсины (разных цветов) найдены и у бактерий, микроскопических грибов и растений. Экологи заинтересовались опсинами, потому что эти белки используются микроорганизмами для перемещения к свету и для генерации энергии.

 

Как и когда появилась оптогенетика?

Годом возникновения оптогенетики можно назвать 2005 год, когда небольшая группа учёных из Стэнфордского университета под руководством Карла Дейссерота (Karl Deisseroth) опубликовала исследование, в котором смогла простимулировать при помощи света определённые нейроны мозга, экспрессирующие опсины.

Портрет Карла Дейссерота с сайта его лаборатории

 

Что нужно для идеального оптогенетического эксперимента?

1.   Выбрать опсин, исходя из его биофизических свойств (например, чувствительности к свету конкретной волны); придумать, как внедрить ген с этим опсином в нужные нейроны;

2.   Проверить, будет ли опсин экспрессироваться в этих клетках (то есть появится ли в мембранах белок опсин, который будет перекачивать ионы при активации светом);

3.   Придумать, как доставить свет к этим самым нейронам (например, при помощи оптоволокна и лазера).

 

Как работают опсины внутри нейронов?

Нейроны передают информацию через электрические импульсы через изменение потенциала мембраны. На этот потенциал, в свою очередь, влияет соотношение концентраций ионов внутри и снаружи клетки, поэтому для быстрого изменения потенциала в мембране нейронов есть множество белков-насосов, которые перекачивают ионы через мембрану. Опсины микроорганизмов, встроившись в клеточные стенки нейронов, тоже будут перекачивать ионы (тем самым изменяя потенциал мембраны), но только тогда, когда их активируют светом. По сути, исследователи получили настоящий и действенный переключатель активности нейронов.

 

Что можно узнать при помощи оптогенетики?

Оптогенетика активно развивается: за десять лет опубликовано более двух тысяч исследований, которые использовали оптогенетические технологии. Их адаптировали для многих модельных организмов: круглого червя Caenorhabditis elegans, фруктовой мухи дрозофилы, рыбы данио-рерио, мышей, крыс и макак. Это позволило узнать больше  о причинно-следственных связей многих болезней: начиная от болезни Паркинсона до депрессии, тревожных расстройств и аутизма.

 

Что дальше?

Оптогенетика  элегантный пример того, как работает современная наука, и как очень многое в ней взаимосвязано: казалось бы, какая может быть связь между микробиологами, изучающими жизнь в экстремальных условиях, и нейробиологами, озадаченными энигмами человеческого мозга?

Очевидно, что развитие технологий оптогенетики позволит адаптировать их и к человеку. Учитывая, что уже сейчас оптогенетические манипуляции на мышах и обезьянах позволяют менять настроение, память, изменять поведение,  возникает вопрос: где та граница, которую нельзя переступать? Неслучайно в 2015 году, через десять лет после появления термина оптогенетики, Турзан Канли ввёл понятие нейрогенЭтики, нового направление биоэтики, которая и будет заниматься этими вопросами.

 

Tye K.M., Deisseroth, K. (2012). Optogenetic investigation of neural circuits underlying brain disease in animal models. Nature Reviews Neurosciences, Volume 13(4):251-66.

Canli, T. (2015). Neurogenethics: An emerging discipline at the intersection of ethics, neuroscience, and genomics. Applied & Translational Genomics,

Volume 5:18–22.

Boyden, E.S. (2011). A history of optogenetics: the development of tools for controlling brain circuits with light. F1000 Biology Reports  3:11.

 

Дарья Овсянникова

]]>
Sun, 10 Jul 2016 16:18:02 +0100
Что такое «быть в сознании» с точки зрения нейроучёного? http://www.neurotechnologies.ru/articles/consciousness_what_is_it

Что значит быть в сознании? Один из самых популярных ответов на этот вопрос — это декартовский «Я мыслю, значит я существую». Тогда возникает следующий вопрос: что значит мыслить и можно ли  вообще с помощью рациональных методов ответить на этот вопрос? Успехи экспериментальной и теоретической нейронауки последних нескольких десятков лет показывают, что сознание всё-таки можно и нужно изучать научными методами. При этом неврологи подходят к вопросу сознания с отличной от философии и теологии стороны: не ищут ответа на экзистенциальный вопрос «Что есть сознание?», а, скорее, пытаются определить характеристики мозга, которые отличаются при состоянии ясного сознания и при его нарушениях или отсутствии.

 

Как изучают сознание?

Быть в сознании  это испытывать ощущения, слышать звук, думать, чувствовать, видеть. Как в лабораторных условиях, так и в клинической медицине, уровень сознания в первую очередь определяется по ответной реакции на звуковые, речевые, визуальные и другие стимулы («если вы чувствуете боль, сожмите руку два раза, если нет  то один раз»). Этот подход позволяет разграничить состояние бессознательности, когда мы ничего не ощущаем (это глубокий сон без сновидений, общая анестезия, кома, вегетативное состояние) от состояния сознания. Из этого определения также следует вывод, что для состояния сознания контакт с внешним миром совсем не обязателен например, человек остается в сознании, когда видит сновидения, потому что испытывает звуковые и визуальные ощущения.

С другой стороны, у этого подхода есть существенные недостатки. Во-первых, что если человек пребывает в сознании, но не может об этом сообщить (например, парализован)? Во-вторых,  необходимым условием ставится способность понимать речь. Означает ли это автоматически, что младенцы и животные находятся в бессознательном состоянии? Очевидно, что нет.

Поэтому для более объективной характеристики состояния сознания  нейробиологии совмещают анализ ответных реакций на стимулы с одновременной регистрацией процессов в мозге. Например, когда мы слышим звук скрипки, в мозге активируются определенные зоны. Должно работать и обратное: если эти же зоны мозга простимулировать, то появится ощущение звуков скрипки и в тишине. В теории, если сравнить активность мозга в тишине и при звуках скрипки, мы получим ответ на вопрос «как мы осознаем звуки скрипки». Аналогично и про состояние сознания и его нарушения: возьмем бодрствующего человека и человека в коме, сравним и определим. Но это в теории, а на практике ключевыми вопросами в науке о сознании по-прежнему остаются два: «Что именно измерять? (что это за «активность мозга») и «где измерять?».

Где находится сознание?

Давным-давно не новость, что для существования сознания необходим головной мозг. Тем не менее все еще открытым остается вопрос про необходимые и достаточные зоны мозга для состояния сознания. Например, повреждения мозжечка не приводят к потере сознания, несмотря на то, что в мозжечке в четыре раза больше нейронов, чем в коре головного мозга и развиты восходящие и нисходящие связи с другими отделами мозга. А вот повреждение ствола мозга немедленно приводит к коме. При этом нормальная работа ствола мозга – это необходимое, но недостаточное условия для существования сознания: у пациентов с тяжелым повреждением коры головного мозга, но с функционирующим стволом мозга, как правило, формируется вегетативное состояние, при котором у человека сохранены такие функции, как дыхание, кровообращение, пищеварение и т.д., но утрачивается способность к взаимодействию с внешним миром, к осознанной деятельности. Какие именно зоны кортекса участвуют в формировании сознания и насколько важна в этом плане каждая из них  предмет активных исследований.

Ствол мозга. Изображение Anatomography maintained by Life Science Databases(LSDB)

 

Нейрофизиологические маркеры сознания

Всем знакомая картина из фильмов: врач у постели больного в коме напряженно смотрит на экран, где бегут волны электроэнцефалограммы (ЭЭГ) головного мозга. ЭЭГ анализирует сигналы от электродов, присоединенных к голове, и передает интегрированный сигнал на экран. Сигнал с низкой амплитудой, но с высокой частотой коррелирует с состоянием сознания; высокая амплитуда, но редкие волны являются признаком отсутствия сознания. Несмотря на то, что этот метод был впервые применён к  человеку предложен ещё в 1924 году (а на животных опробован ещё раньше), он по-прежнему остается одним из самых полезных и чувствительных способов разграничения состояния сознания и его нарушений.  За прошедшее время стало понятно, что волны, которые регистрируются на ЭЭГ,  это результат взаимодействия нейронов таламуса, коры головного мозга и ствола мозга. В то же время стало очевидно, что и этот метод выявления сознания не всегда надёжен:  например, когда электроды были расположены внутри мозга спящего человека (более чувствительный метод регистрации ЭЭГ, чем ЭЭГ, записанная с помощью электродов на коже головы) было обнаружено, что отдельные зоны мозга все-таки активны и во время фазы глубокого сна. При этом надо принимать во внимание, что исследования ведутся в основном на взрослых без патологий. Можем ли мы перенести результаты исследований, полученных на здоровых взрослых, к примеру,  на людей с обширными повреждениями мозга? На детей? На животных?

Комплексный подход

Существенный прорыв в исследованиях сознания произошел в 2013 году, когда группа нейробиологов под руководством Джулио Тонони и Марцелло Массимини из университетов Сан Паоло и Милана, предложила новый целостный подход к исследованию сознания на основе теории интегрированной информации.  Тогда как  предыдущие исследования фокусировались только на каком-то одном аспекте деятельности мозга, эти исследователи предложили ввести индекс, объединяющий несколько параметров.

Теория интегрированной информации предсказывает, что для состояния сознания нужны как дифференциация, так и интегрированность мозговой активности.  Что это такое? Дифференциация  мозговой активности отражает то,  насколько уникальны сигналы мозга.  Например, в клинической практике энтропия мозговой активности служит мерой глубины анестезии: чем меньше «шума» детектируется на ЭЭГ, тем больше глубина анестезии.  Интегрированность  показатель того,  насколько координированы отделы мозга: например, при засыпании (снижение интегрированности) количество связей между разными отделами мозга сокращается.

По отдельности эти параметры не предсказывают состояние сознания в 100% случаях, однако при этом так называемый индекс сложности пертурбаций (Perturbational Complexity Index ,PCI), объединяющий эти два параметра, правильно позволил правильно оценить состояние сознания у 32 человек, участвовавших в исследовании. Более того, индекс сложности пертурбации был сходным как у здоровых бодрствующих волонтеров, так и полностью парализованных пациентов, находящихся в сознании и отличался при различных вариантах нарушения сознания, таких как вегетативное состояние и состояние минимального сознания.

Дальнейшее развитие эмпирических методов для измерения сознания позволит ответить на широкий круг вопросов, начиная от клинически важного  «Где грань между ограниченным сознанием полностью парализованных пациентов и вегетативным состоянием?» до философских «С какого момент младенцы начинают быть в сознании? » и «Есть ли сознание у животных?».

 

Tononi G., Koch C. (2015). Consciousness: here, there and everywhere? Philosophical transactions of the Royal Society of London. Series B Philos 370(1668).

Koch C., Massimini M., Boly M., Tononi G. (2016). Neural correlates of consciousness: progress and problems. Nature Reviews Neuroscience  17(5):307-21.

Casali AG, Gosseries O, Rosanova M, Boly M, Sarasso S, Casali KR, Casarotto S, Bruno MA, Laureys S, Tononi G, Massimini M. (2013). A theoretically based index of consciousness independent of sensory processing and behavior. Science Translational Medicine 5(198):198ra105.

 

Дарья Овсянникова

 

]]>
Fri, 08 Jul 2016 12:12:50 +0100
Как устроен мозг: мозжечок http://www.neurotechnologies.ru/articles/cerebellum

Удобно ли вам лежать на кровати без подушки? Мы думаем, что не всегда. Вот и у мозга есть своеобразная «подушка»  правда выглядит она в точности, как и он, только чуть меньше в размерах. Как вы уже догадались, речь в нашей еженедельной рубрике «Как устроен мозг» пойдёт о мозжечке — маленьком брате-близнеце мозга.

 

 

Как и в русском языке, по-латински cerebellum означает «малый мозг» и находится за продолговатым мозгом и варолиевым мостом, под затылочными долями полушарий головного мозга. А «связывается» мозжечок с ним с помощью трёх пар ножек, которые в виде толстых кабелей тянутся к мозгу.

Cerebellum получает информацию, идущую из спинного мозга в кору полушарий головного мозга (афферентную) и, наоборот, следующую от двигательных центров к спинному мозгу (эфферентную). Благодаря этому, он может рассчитывать ошибку и, при необходимости, сообщать о ней в двигательные центры. Так мозжечок, словно кукловод, корректирует произвольные и автоматические движения.

Cerebellum состоит из двух полушарий (лат. hemispheria cerebelli), которые соединяет непарная структура  «червь» (лат. vermis cerebelli). Червь получил своё название из-за внешней схожести с кольчатыми червями. Эта вытянутая область покрыта бороздками: более мелкими на передней поверхности и более крупными на задней.

Vermis cerebelli

 

Кору полушарий составляет три слоя клеток, в который входят клетки Пуркинье. Они имеют важное влияние на двигательные функции, так как именно их созревание помогает детям учиться рисовать, ходить и даже сидеть. А тренировки такое созревание ускоряют. Самый развитый мозжечок имеют гимнасты, балерины, фигуристы и люди другого образа жизни, связанного с высокой координацией движений.

Клетки Пуркинье. Рисунок Сантьяго Рамон-и-Кахаля

 

Итак, кора имеет несколько слоёв:

1.   Верхний слой коры моз­жечка — молекулярный, состоит из параллельных волокон, разветвлений дендритов и аксонов второго и третьего слоёв. В нижней части молекулярного слоя расположены корзинчатые и звёздчатые клетки, которые обеспечивают взаимодействие клеток Пуркинье.

2.   Средний (второй) слой коры составлен из клеток Пуркинье, выстроенных в один ряд и имеющих самую мощную в центральной нервной системе денд­ритную сеть. На дендритном поле одной клетки Пуркинье может замыкаться до 60 тысяч синапсов. Эти клетки функци­онально выполняют задачу сбора, обработки и передачи двигательной информа­ции. Аксоны клеток Пуркинье образуют единственный путь, с по­мощью которого кора мозжечка передаёт информацию в ядра и другие структуры большого мозга. 

3.   Грану­лярный слой. Под вторым слоем коры лежит грану­лярный слой, состоящий из своеобразных клеток-зёрен, число которых дости­гает 10 млрд. Аксоны этих клеток поднимаются вверх, Т-образно делятся на поверхности коры, образуя дорожки контактов с клет­ками Пуркинье. Здесь же находятся клетки Гольджи.

 

«Внутренность» под корой занимает белое вещество. А в самом центре есть ещё одни небольшие скопления серого вещества, которые называют ядрами мозжечка. Они, как и большинство других областей, парные. Различают 4 вида ядер, мы их расположили по филогенетическому возрасту (от самого древнего к молодому):

  1. Ядро шатра (лат. nucleus fastigii) — относится к самой древней части (лат. archicerebellum), связано с регуляцией вестибулярного аппарата.
  2. Пробковидное (лат. nucleus emboliformis) — является старой частью (лат. Paleocerebellum), возникло и развилось благодаря усложнению движений туловища.
  3. Шаровидное (лат. nucleus globosus) — имеет такой же возраст и функцию, как и пробковидное.
  4. Зубчатое (лат. nucleus dentatus) — самое молодое (лат. Neocerebellum)  и связано с регуляцией движения конечностей.

Поэтому при поражении каждой из этих частей нарушаются различные стороны двигательной функции, соответствующие различным стадиям филогенеза, а именно: при повреждении archicerebellum страдает равновесие тела, при поражениях paleocerebellum выходит из строя работа мускулатуры шеи и туловища, при поражении neocerebellum — работа мускулатуры конечностей.

Функционирование мозжечка происходит бессознательно, так как в основном он отвечает за:

  1. Координацию движений;
  2. Регуляцию равновесия;
  3. Регуляцию мышечного тонуса;
  4. Мышечную память.

Также именно благодаря мозжечку мы можем писать и печатать на клавиатуре.

Мозжечок обеспечивает синергию сокращений разных мышц при сложных движениях. Например, при ходьбе: делая шаг, человек заносит ногу, и одновременно центр тяжести туловища мыш­цами спины переносится вперёд.

При повреждениях мозжечка ярче всего пациент замечает свою неспособность выполнить нужный порядок, определённую последовательность движений: он не способен, вытянув руки, быстро вращать ладони вниз-вверх, сесть из положения лежа без помощи рук. Часто встречается нарушение регуляции сокращения мышц: их гипертонус, а также различные виды тремора (дрожания рук).

Мозжечок оказывает угнетающее и стимулирующее влияние на работу

  • сердечно-сосудистой,
  • дыхательной,
  • пищеварительной и дру­гих систем организма.

Но, что интересно, всего лишь пару лет назад выяснилось, что и без мозжечка жить можно. Однажды у 24-летней девушки врачи обнаружили вместо мозжечка «дыру», заполненную спинномозговой жидкостью. Пациентка рассказала, что начала ходить и внятно говорить лишь к седьмому году жизни, и, кроме этого, страдала от постоянных головокружений. Девушка никогда не бегала, не прыгала и не могла совершать очень сложных координированных действий, но тем не менее вела совершенно нормальный образ жизни.

Анастасия Шешукова

]]>
Tue, 05 Jul 2016 06:40:08 +0100
IV Научная фабрика: неврология на фоне финской природы http://www.neurotechnologies.ru/articles/meela

В арсенале нашего портала уже есть проект «Интервью с молодыми учёными», который мы проводим совместно с компанией Future Biotech. Однако нам этого показалось мало. Ведь для молодых учёных очень важно общение с коллегами из других городов и стран и обсуждение научных результатов. Поэтому в качестве дополнительного «лакомства» мы решили предложить вашему вниманию интервью, подготовленное совместно с Научным центром неврологии РАН о поездке двух молодых сотрудников  Людмилы Легостаевой и Ильи Бакулина  на научную школу по транскраниальной магнитной стимуляции в Финляндию.

Людмила Легостаева и Илья Бакулин

 

Мила, скажи, пожалуйста, что это было за мероприятие, на которое вы ездили с Ильёй?

Я посетила IV Научную фабрику – так называется ежегодная Летняя школа ТМС-ЭЭГ. Она проходила в Сальвала – городе недалеко от Хельсинки, и была организована университетом Аальто. Эта площадка объединяет молодых учёных (PhD students, post-doc) самых разных специальностей: неврологов, нейрофизиологов, нейробиологов, инженеров, физиков, математиков, нейропсихологов, а также выдающихся специалистов. Все участники занимаются методикой ТМС-ЭЭГ. Она объединяет в себе возможности транскраниальной магнитной стимуляции и электроэнцефалографии.

А откуда такое необычное название? Обычно  симпозиум, конгресс, конференция молодых учёных, наконец, а тут  «научная фабрика»? 

Ну, видимо, потому, что это не только прослушивание огромного количества лекций, но и непрерывное общение между участниками и коучами (вот они на фото  у костра). Коучи  это и есть те самые выдающиеся учёные с высоким индексом цитируемости, которые знают толк в методике ТМС-ЭЭГ и, по сути, находятся на передовой. Каждого молодого участника определяют в небольшую группу, да так, чтобы все были из разных стран. Вместе с коучем вы представляете, обсуждаете и генерируете свои проекты, выполняете всевозможные задания, оппонируете другим командам и лекторам. Таким образом, кроме обмена опытом между такими же молодыми учёными вы ещё и учитесь у лучших в своей сфере  чем не научная фабрика?

 

Здесь пора, наверное, рассказать в двух словах, чем ты вообще занимаешься.

Я очень хотела попасть именно на эту школу, потому что наша группа  www.brain-stim.ru   занимается методикой ТМС-ЭЭГ для изучения сознания. Мы проводим исследования среди пациентов с хроническими нарушениями сознания. Это люди, которые пережили кому после травмы, остановки сердца или инсульта, но так и не вернулись в ясное сознание. Так скажем, такое вегетативное состояние или состояние минимального сознания. С помощью ТМС-ЭЭГ мы вычисляем показатель, который называется «интегративный индекс сознания». Он позволяет понять, как изменяются связи между различными группами нейронов в мозге таких пациентов, и попытаться найти способ сознание восстановить. Лаборатория, которая разработала этот индекс, находится в Миланском университете. Они принимали непосредственное участие в Летней школе ТМС-ЭЭГ. К примеру, руководитель лаборатории Марчелло Массимини и ведущий специалист Сильвия Касаротто   почётные коучи, которые из года в год приезжают на это мероприятие.

Ребята из нашей лаборатории  Александр Червяков (Alexander Chervyakov), Alexandra Poydasheva и Элина Змейкина (Elina Zmeykina)   ездили на эту школу раньше и рассказывали, как там круто. Конечно, в этом году я очень захотела тоже там побывать.

Скажи, а что нужно, чтобы попасть на эту школу? Ты проходила какой-то предварительный отбор?

Да, для того, чтобы тебя приняли, необходимо в определённые сроки отправить заполненную анкету, подтверждение твоего статуса от научного руководителя и резюме с указанием твоих научных интересов. Организаторы рассматривают заявку около месяца.

Вот ещё такой момент  ты ведь клинический невролог, а эта школа, судя по тому, что ты рассказываешь, рассчитана в основном на учёных, которые больше работают с данными, чем с живыми пациентами. Не тяжеловато ли тебе пришлось?

Наоборот, крайне интересно. Это совершенно другой взгляд, который сильно освежает представления о работе. Методика ТМС-ЭЭГ  это очень интересная, новая сфера нейрофизиологии, которая сейчас бурно развивается. Так что лучше быть у истоков. Да, ещё хочу сказать, что между лекциями проводились сессии по обработке данных, по методике ТМС. В Школу привозят установку для навигационной ТМС Некстим  такую же, как и у нас в НЦН   и обучают работе.

Такой hands-on course?

Да. И, по идее, можно обучиться даже с нуля, если есть базовые представления о нейрофизиологических методиках.

Хорошо, а что за проект вы разрабатывали с вашей группой? И кто был в команде? (я так понимаю, что вас с Ильёй разделили?)

Да, конечно, мы были в разных группах. Мне очень повезло – тренером команды, в которую я попала, стал профессор из университета Тренто Карло Миниусси. Этот человек занимается таким интересным направлением обработки данных, как оценка коннективности по ТМС-ЭЭГ. Более того, в работе нашей команды участвовал как раз профессор Марчелло Массимини, я говорила уже о нём. И ещё с нами был пост-док Туомас Мутанен из университета Аальто, занимающийся проблемой артефактов при обработке данных. Мы познакомились с ним в прошлом году, когда он приезжал в Москву на нашу конференцию по ТМС (кстати, мы начали готовить следующую  она пройдёт в 2017-м  будем рады всех видеть!)

Работа Школы построена так: 3-4 лекции, между ними дискуссия  оппонирование, и в конце недели  конкурс с презентациями резюме. Каждый имел возможность поговорить о своей научной работе с выдающимися деятелями своей сферы, а также обсудить новые идеи и коллаборации. У нашей команды было два проекта. Первый  мы оппонировали PhD Тилю Бергману при обсуждении его работ по осцилляциям, а второй  это подготовка резюме работы Матти Стенроса (университет Аальто) о проблемах моделирования при помощи ТМС-ЭЭГ. Наша команда называлась The Flying Squirrels. И это вам не шуточки, это серьезная наука! (смеётся)

Ну а как же традиционные постеры? Были?

Конечно! На Летней школе участники группы BrainStim представили сразу 2 доклада: постерный и устный. Устный доклад делал Илья Бакулин, он рассказывал о своей работе по изучению связи между гипервозбудимостью коры, нейродегенерацией и нейропластичностью при нейродегенеративных заболеваниях. А мне выпала возможность представить постерный доклад с нашими пилотными результатами использования индекса сознания у наших пациентов.

А что насчёт networking events?

Ну куда же без этого? Финская сауна, танцы, катание на лодках по озерам, бег и гуляния, и, конечно, мноооого общения.

Ну и не могу не спросить  это же всё не бесплатно? Кто стал спонсором поездки?

Я ездила за счёт гранта Российского научного фонда, который мы получили в этом году. Сама школа обходится в 880 евро – в эту сумму включены регистрация и проживание. Ты неделю живёшь, ешь, работаешь бок о бок с лучшими из лучших в своей области. И всё это в прекрасной атмосфере финской природы. Идеально!

Беседовал Дмитрий Cергеев, Научный центр неврологии

]]>
Sat, 02 Jul 2016 09:25:46 +0100
Транскраниальная электростимуляция: сильные эффекты слабого тока http://www.neurotechnologies.ru/articles/tdcs

Сложно найти идею, которая бы вызывала у человека большее внутреннее сопротивление, чем воздействовать на мозг электричеством! Тем не менее, tDCS  транскраниальная стимуляция постоянным током  активно и успешно применяется в медицине для лечения депрессии, когнитивных расстройств, мигрени и восстановления после инсульта уже несколько десятилетий, а исследования последних лет демонстрируют, что она может улучшать когнитивные способности у совершенно здоровых людей.

Неожиданная находка

В 2012 году американские учёные из Нью-Мексико под руководством Винсента Кларка обнаружили, что tDCS удваивает (!) скорость обучения заданиям, требующим реакции и концентрации внимания. В эксперименте 96 здоровых добровольцев тренировались играть в «DARWARS Ambush!» – видеоигру-симулятор, специально разработанную для подготовки американских пехотинцев. Участникам эксперимента требовалось обследовать виртуальные пейзажи на наличие скрытых угроз – тени, отбрасываемой снайпером или спрятанного самодельного взрывного устройства, после чего они  должны были как можно быстрее на них реагировать. Во время обучения часть людей подвергалась стимуляции слабым током в 2 миллиампера (через прикрепленные к голове электроды), а у людей из контрольной группы tDCS имитировали так, что они не сомневались, что тоже проходят стимуляцию.  

 

Интересно, что для выбора зоны прикрепления электродов учёные изучили паттерны активации мозга как у новичков (которые верно обнаруживали угрозы с вероятностью 50%), так и у профессионалов  (правильно обнаруживали угрозы в 95% случаев).  Если у новичков функциональное МРТ показывало широкое возбуждение самых разных отделов мозга, то у профессионалов активация происходила строго в районе правой височной области. Именно на правом виске учёные и располагали  анодный (+) электрод, повышающий активность нейронов.

В качестве критерия успешности оценивали время тренировок, которое требуется новичку, чтобы стать профессионалом. Обнаружилось, что скорость обучения до уровня профессионала при tDCS сократилась в 2,1 раза. Стоит отметить, что на сегодняшний день это представляет собой один из лучших результатов по улучшению обучения любым из известных способов. Также немаловажно, что люди, проходившие tDCS, гораздо медленнее теряли навыки по сравнению с контрольной группой.

ФМРТ мозга новичков, специалистов среднего уровня и профессионалов в обнаружении скрытых опасностей в видео-симуляторе «Darwars Ambush!». У профессионалов при виде изображения со скрытыми угрозами активизируется зона в районе правой височной области.

В результате другого исследования, проведённого в 2010 году профессором Оксфордского Университета Роем Коэном Кадошем, выяснилось, что tDCS улучшает способности к математике, причём, эффект от стимуляции сохраняется в течение полугода.

В экспериментах у здоровых добровольцев активировали правую теменную долю (располагая над этой зоной мозга анод) и ингибировали левую теменную долю (располагая над ней катод); tDCS проводили по 20 минут в день 6 дней подряд. У людей из контрольной группы стимуляцию имитировали, причём по ощущениям такое воздействие ничем не отличалось от настоящей стимуляции.

Оказалось, что после tDCS люди значительно быстрее запоминали математические символы и лучше выполняли вычисления, чем участники контрольной группы. Даже через полгода после проведения стимуляции добровольцы, прошедшие tDCS, в очередной раз показали более высокие результаты. Кроме того, в исследовании участвовала ещё одна дополнительная группа испытуемых, которым проводили реальную tDCS, однако анод и катод меняли местами. Интересно, что в этом случае математические способности, наоборот, снижались, даже по сравнению с контрольной группой.

С тех пор польза от tDCS проявилась и в сфере улучшения памяти, моторного обучения, языковых способностей. К сегодняшнему дню проведено уже более 500 исследований tDCS на здоровых добровольцах. Рост публикаций по теме явно показывает, что технологией начинают интересоваться всё больше учёных и независимых научных групп.

Число научных публикаций о tDCS с 1977 по 2015 год в базе научных публикаций Scopus

Приветливое электричество

Возможно, количество экспериментов стало расти в связи с выявлением механизмов, лежащих в основе транскраниальной электростимуляции. Оказалось, что слабый ток, протекающий через приложенные к голове электроды (1-2 миллиампера), изменяет разность потенциалов на мембране нейронов. Положительно заряженный электрод (анод) притягивает к себе отрицательно заряженные ионы, вызывая слабую деполяризацию мембран нейронов. Такое воздействие повышает возбудимость нервных клеток, а вместе с ней  вероятность возбуждения при поступлении внешнего сигнала. Отрицательно заряженный электрод (катод), напротив, увеличивает разность потенциалов (происходит гиперполяризация), в результате чего возбудимость нейронов снижается. Длительные изменения в возбудимости нейронов влияют на нейропластичность  важнейший процесс, лежащий в основе феномена памяти и обучения.

В последние 2-3 года стали появляться не только экспериментальные статьи, но и мета-анализы, посвященные tDCS. Команда бразильских и бельгийских учёных в 2014 году провела мета-анализ, доказывающий способность tDCS улучшать некоторые параметры рабочей памяти

В 2015 году американские учёные из Университета Пенсильвании опубликовали мета-анализ, демонстрирующий, что tDCS улучшает языковые показатели, а именно – запоминание слов и беглость речи.

В 2016 году опубликовали мета-анализ тринадцати исследований tDCS, продемонстрировавший, что технология улучшает моторное обучение – запоминание последовательности движений у здоровых людей, если воздействовать на моторную кору и проводить tDCS 3-5 дней подряд.

Также любопытный мета-анализ, опубликованный в 2016 году в журнале Ageing research review, подтвердил, что tDCS способна улучшать когнитивные и моторные функции пожилых людей.

«Долгоиграющий» эффект

Ещё одно показательное исследование провела в 2016 году группа учёных из Гарварда, Оксфорда и Тюбингенского университета (Германия). Исследователи обнаружили, что tDCS ускоряет обучение и улучшает память более чем на 25%. Причём, эффект не только не пропадает со временем, но в некоторых случаях может даже улучшаться.

В эксперименте принимали участие 20 здоровых добровольцев. В течение 30 минут они выполняли математические задания, появлявшиеся на экране, во время которых через прикреплённые к голове электроды на их мозг действовали слабым током силой в 1 миллиампер. Обучение, сопровождавшееся электростимуляцией, проводили 2 дня подряд. Параллельно с ними обучение проходили и люди из контрольной группы, у которых tDCS имитировали. А через 2 дня оказалось, что люди, подвергавшиеся электростимуляции, гораздо быстрее (на 9%) и точнее давали ответы на вопросы, а также вербальная рабочая память оказалась более чем на четверть лучше по сравнению с контрольной группой.

Что особенно интересно, эффект от электростимуляции сохранялся в течение нескольких месяцев. Когда через 2 месяца после окончания эксперимента исследователи вновь оценили показатели добровольцев в тестировании, оказалось, что те, кто проходил нейростимуляцию, по-прежнему демонстрируют гораздо более высокие результаты. Более того, они решали задания даже быстрее, чем непосредственно после процедуры (на 20%, по сравнению с контрольной группой). При этом они делали намного меньше ошибок, а их вербальная рабочая память была примерно на 20% лучше, чем у людей с имитацией стимуляции.

Силу тока  в массы

Такой обширный научный бэкграунд подтолкнул создание коммерческих tDCS приборов для здоровых людей. Вначале стартапы, разрабатывающие такие нейростимуляторы, начали появляться в Калифорнии. Первым из них стал «Focus», исходно предлагавший приборы геймерам, но затем включивший в целевую аудиторию и людей, занимающихся спортом.

А в 2016 году дело дошло и до России. Буквально на днях на платформе Бумстартер запущен краудфандинг первого в России немедицинского tDCS нейростимулятора  Brainstorm, во время которого можно заказать первые приборы.

]]>
Fri, 01 Jul 2016 13:08:34 +0100
Привычная наука: цвета http://www.neurotechnologies.ru/articles/colors

[video src="https://youtu.be/AY6t6uMSa3E"][/video]

Обычно считается, что нейронауки и нейротехнологии  это что-то заумное и сложное, доступное только учёным. Однако всё то, что происходит с нами это продукт работы нашей нервной системы. Привычные вещи, те, о которых мы не задумываемся  эмоции, реакции, рефлексы  всё это обеспечивает наша нервная система. О привычной нейронауке в нас в своем видеоблоге на нашем портале рассказывает Анастасия Шешукова. Седьмой  выпуск блога, завершающий первый цикл материалов, посвящён тому, как мы видим цвета. С точки зрения нейронауки, конечно.

]]>
Fri, 01 Jul 2016 09:25:26 +0100
Пол Берг: отец генной инженерии http://www.neurotechnologies.ru/articles/berg

Нобелевский лауреат, который сегодня отмечает 90-летний юбилей, ни разу не медик и не нейробиолог. Однако без его открытий было бы невозможно развитие современной медицины и всех нейронаук. Потому что без генно-модифицированных организмов и генной инженерии наука XXI века просто невозможна. А начало всему этому положил человек, родившийся 30 июня 1926 года. Итак, знакомьтесь: Пол Берг. 




Пол Наим Берг. Родился 30 июня 1926 г. в Бруклине (Нью-Йорк), США. Лауреат Нобелевской премии по химии 1980 года (1/2 премии, по 1/4 присуждено Уолтеру Гилберту и Фредерику Сенгеру за создание метода секвенирования ДНК).

В 1926 году случилось два знаменательных события в истории биологии и биохимии. Второе, менее важное (возможно!) — это рождение нашего героя, одного из трех сыновей производителя одежды Гарри Берга и домохозяйки Сары Бродски. Первое же событие имело, наверное, даже большее значение, чем рождение отца генной инженерии. 36-летний американский микробиолог из Мичигана Поль Генри де Крюи (иногда у нас его называли «де Кройф» и даже «де Крайф») написал книжку, которая стала, пожалуй, первым научно-популярным бестселлером.

Даже в СССР/России эта книга выдержала, наверное, не менее десятка изданий (рис. 1). И популярна до сих пор. «Охотники за микробами» Крюи с 1920-х и по сей день приводят в науку всё новых и новых людей: по меньшей мере, я знаю биохимиков младше меня, в детстве зачарованно читавших эту книжку, а нынче публикующих замечательные статьи в Nature.


 

Рисунок 1. Одно из многих русскоязычных изданий «Охотников за микробами» П. де Крюи (СССР, изд-во «Молодая гвардия», 1957 г.).

Наш герой в детстве тоже зачитывался сравнительно недавним бестселлером. Так что его судьба была предопределена сразу же — микробы, вирусы, их биохимия.

Но для начала нужно было пройти стандартный путь — школу и университет. Берг закончил школу Авраама Линкольна в январе 1943 года. К тому времени США уже участвовали во Второй мировой, и как только ему исполнилось 17 лет (июнь 1943), Берг пошел во флот. Он должен был стать летчиком палубной авиации, а этому нужно было учиться. Чтобы не терять времени в простом ожидании, Берг поступил в Пенн Стейт (Pennsylvania State University). Правда, летчиком Пол так и не стал: программу сократили, и ему пришлось служить по прямо противоположной специальности — на подводной лодке. В 1946 году Берг демобилизовался и уже в 1948 стал бакалавром в своем университете, а в 1952 его ждала докторская степень по биохимии в Западном резервном университете Кейза (Case Western Reserve University). В своей диссертации он показал роль фолиевой кислоты и витамина B12 в синтезе метионина.

С тех пор (так уж случилось) Берг работает только с лучшими. К примеру, в 1954 году Берг перешел на кафедру микробиологии в Медицинскую школу университета Вашингтона (WUSM), где начал работать с Артуром Корнбергом — первым человеком, синтезировавшим ДНК, и нобелевским лауреатом 1959 года за это достижение (рис. 2) [1].



Рисунок 2. Артур Корнберг (1918-2007). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1959 года.

В лаборатории Корнберга (уже в Стэнфорде, куда Корнберг с командой ушел в 1959 году) Берг изучает механизм, по которому аминокислоты собираются в белки. Собственно говоря, именно Берг установил, как транспортные рибонуклеиновые кислоты (тРНК) переносят аминокислоты в место синтеза белка.

Примерно к середине 1960-х годов работа генов в клетках становится понятнее. В первую очередь — благодаря бактериофагам, которые могут встраивать свою ДНК в геном бактерий. Как всегда, главные открытия были сделаны на «лабораторной мыши» микробиологов — кишечной палочке E. coli — и заражающем ее бактериофаге лямбда. Вирусы применялись для анализа работы генов, тогда же биохимики и генетики научились при помощи вирусов манипулировать генами. Бергу очень хотелось делать то же самое с генами многоклеточных организмов.

В 1967 году Берг взял в Стэнфорде отпуск на год. Впрочем, «отпуск» в его случае не означал отсутствие работы. Он поехал в Солковский (не путать со Сколковским!!!) институт к еще одному будущему нобелиату — Ренато Дульбекко (рис. 3). Дульбекко незадолго до того открыл полиомавирус, вызывающий опухоли у мышей. Главной целью Берга было освоение работы с культурами клеток, однако ДНК-вирус его заинтересовал.


 

Рисунок 3. Ренато Дульбекко (1914-2012). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1975 года.

Когда Берг вернулся в Стэнфорд, он продолжил эксперименты с полиомавирусами, взяв в работу полиомавирус SV40 (рис. 4). Берг понял, что можно использовать SV40 как вектор для введения в обычную клетку другой генетической информации. И запланировал очень изящный эксперимент, по-хорошему, ставший началом всей генной инженерии.



Рисунок 4. Электронные фотографии вирионов полиомавируса SV40 и его ДНК. Иллюстрация из нобелевской лекции Пола Берга [2].

В обычных условиях SV40 не взаимодействует с кишечной палочкой. Поэтому Берг использовал набор ферментов, выделенных Корнбергом, чтобы разрезать ДНК SV40 и бактериофага лямбда и затем «собрать» из кусочков химерную, или, как принято говорить, рекомбинантную ДНК. В итоге получилась плазмида — кольцевая молекула, состоящая из ДНК вируса SV40 и ДНК бактериофага лямбда с «заимствованным» у кишечной палочки галактозным опероном (последовательностью генов, кодирующих метаболизм галактозы) (рис. 5).



Рисунок 5. Схема эксперимента Берга. Иллюстрация из нобелевской лекции Пола Берга [2].

Чем хорошо писать о нобелиатах последних 30 лет? Во-первых, многие из них живы по сей день. А во-вторых, легко можно найти видео, где они сами рассказывают о своих работах.

Давайте послушаем самого Берга:

 

[video src="https://youtu.be/u-_10gnpdxI"][/video]

Успех пришел в 1972 году, а за успехом пришел испуг. Ну ладно, не испуг — нормальная и правильная предосторожность: об онкогенности вирусов тогда было известно (из работ Дульбекко в частности), причем полиомавирус SV40 был способен вызывать рак у некоторых животных. Поэтому Берг задумался — вдруг искусственные вирусы будут порождать новые, онкогенные бактерии?

В 1974 году он написал письмо в крупнейшие научные журналы (Nature, Science и другие), в котором призвал ввести годичный мораторий на операции с рекомбинантными ДНК. И начал готовить конференцию для обсуждения потенциальной опасности. В 1975 году в Калифорнии прошла знаменитая Асиломарская конференция по рекомбинантной ДНК [4]. Впрочем, достаточно быстро стало понятно, что опасность была преувеличена — и работы с рекомбинантной ДНК были продолжены.

Началась эпоха генной инженерии, а пять лет спустя — в 1980 году — Берг был удостоен Нобелевской премии по химии. Наш герой получил половину премии, вторую часть поделили между собой личности не менее легендарные — Уолтер Гилберт (вообще начинавший в физике элементарных частиц и работавший у Абдуса Салама) и Фредерик Сенгер (уже получавший химического «нобеля» в 1958 году за расшифровку структуры инсулина). Эти двое создали метод установления первичной структуры ДНК — секвенирование [5]. Право выступить на нобелевском банкете от всех троих получил Берг. В своей речи [6] Берг привел ставшую классической метафору другого нобелевского лауреата, Питера Брайена Медавара: «Если мы представим развитие живых организмов сжатым в год космического времени, то развитие человека заняло только день. Только в течение последних 10–15 минут длится наша жизнь, совсем не сомнительная. Мы — всё еще новички и можем надеяться стать лучше. Высмеивать надежду на прогресс — окончательная глупость, последнее слово бедности духа и подлости ума».

В своём интервью [7] на сайте Нобелевского комитета Берг говорит: «Не совсем корректно называть меня отцом генной инженерии. Мы сделали лишь первый шаг на пути к ней».

Первоначально статья была опубликована в блоге автора на сайте Политехнического музея [9] и на сайте "Биомолекула" [10].

Литература

1. биомолекула: 
«Артур Корнберг (1918–2007)»;
2. Guide to the Paul Berg Papers. Онлайн-архив Калифорнийской цифровой библиотеки;
3. биомолекула: «Молекулярное клонирование, или как засунуть в клетку чужеродный генетический материал»;
4. Berg P., Baltimore D., Brenner S., Roblin R.O., Singer M.F. (1975). Summary statement of the Asilomar conference on recombinant DNA molecules. PNAS. 72, 1981–1984;
6. биомолекула: «454-секвенирование (высокопроизводительное пиросеквенирование ДНК)»;
7. Речь П.Н. Берга на нобелевском банкете (1980). Сайт Нобелевского комитета;
8. Интервью с П.Н. Бергом (2001). Сайт Нобелевского комитета;
9. Паевский А. «Отец генной инженерии». Сайт политехнического музея.
10. Биомолекула. Великий рекомбинатор

 

]]>
Thu, 30 Jun 2016 15:20:43 +0100
Нейромолекулы: гамма-аминомасляная кислота http://www.neurotechnologies.ru/articles/gaba

Работу нервной системы не представляется возможным описать в двух словах. Но если бы неведомая сила всё-таки принудила нас выразить так её сущность, то первым словом было бы «возбуждение», а вторым  «торможение». Ведь именно баланс этих двух процессов порождает все многообразие реакций живых существ на сигналы извне. Этими явлениями в центральной нервной системе (ЦНС) управляют аминокислоты — базовые биохимические молекулы, которых называют нейромедиаторами. Их три: глутаминовая кислота (наиболее важный медиатор возбуждения), гамма-аминомасляная кислота и глицин (отвечают за торможение). Сейчас мы поговорим о тормозных нейромедиаторах, а точнее —о гамма-аминомасляной кислоте.

Молекула ГАМК

Давным-давно, когда мир еще не знал об Интернете, постмодернизме и оружии массового поражения, один из наиболее влиятельных физиологов второй половины XIX в. Иван Михайлович Сеченов в своих работах показал существование в ЦНС явления торможения. В ранних опытах Сеченова стимуляция определенных центров нервной системы лягушки подавляла рефлекторное движение лапки, выполняя таким образом функцию «тормоза» для этого рефлекса. В те времена дать ответ на вопрос о том, как осуществляется торможение в нервной системе на клеточном и молекулярном уровне было невозможно. Для этого требовалось несколько десятков лет постепенного накопления данных, добытых трудолюбивыми учеными в лабораториях по всему миру, в том числе и в России (вспомнить хотя бы нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова). Именно благодаря их труду мы имеем теперь возможность спуститься по воображаемой иерархической лестнице до уровня молекул и разобраться подробнее, что же именно открыл Сеченов.

Формула ГАМК

 

Основной медиатор торможения в ЦНС — аминокислота ГАМК (гамма-аминомасляная кислота. В англоязычных источниках мы видим ее под аббревиатурой GABA, поскольку в английском языке она носит более формальное химическое название – гамма-аминобутановая кислота). Что это значит на практике? Почти в любом регионе мозга можно найти нейроны, несущие на себе рецепторы молекул ГАМК. При этом активация этих рецепторов приводит к гиперполяризации мембраны нейрона. Такой нейрон становится на некоторое время менее восприимчивым к активирующим (возбуждающим) сигналам от других нервных клеток. Таким образом, ГАМК выполняет функцию молекулярного тормоза, регулирующего активность нейронов.

Как нейрон доходит до этого состояния? Рецепторы ГАМК можно разделить на две группы – ионотропные и метаботропные. Метаботропные рецепторы относятся к обширному семейству GPCR (G-protein coupled receptors; рецепторы, сопряженные с G-белками). Они связываются с молекулами ГАМК и пробуждают ферменты, которые активируют калиевые каналы, то есть транспортные белки, занимающиеся поставками калия сквозь мембрану клетки для передачи нервных сигналов.

Ионотропные рецепторы (или лиганд-управляемые ионные каналы) сами являются ионными каналами, проницаемыми для ионов хлора. Активация и калиевых и хлорных каналов преследует одну цель: затормозить нервные импульсы (положительно заряженные ионы калия покидают клетку, делая её заряженной отрицательно, относительно внешней среды; отрицательно заряженные ионы хлора проникают внутрь клетки, придавая ей дополнительный отрицательный заряд).

Широкая представленность рецепторов ГАМК в нервной системе сделала возможной разработку множества лекарств, молекулы которых взаимодействуют с различными типами этих рецепторов. Например, бензодиазепины – лекарства, обладающие успокоительным эффектом, работают как положительные модуляторы ионотропных рецепторов ГАМК. Молекулы бензодиазепинов связываются с рецептором и делают его более чувствительным к воздействию природной гамма-аминомасляной кислоты, что приводит к «затормаживанию» некоторых процессов в мозге и медикаментозному успокоению. В последние годы идёт разработка и негативных модуляторов рецепторов ГАМК для стимуляции работы нервной системы при состояниях, когда она слишком «заторможена» от природы или в результате воздействия каких-либо веществ, например алкоголя.

ГАМК-рецептор

 

Денис Кудрявцев (научный сотрудник Лаборатории лиганд-рецепторных взаимодействий Института биоорганической химии РАН)

]]>
Wed, 29 Jun 2016 20:24:57 +0100
Лекции: Алексей Паевский. Новости нейротехнологий http://www.neurotechnologies.ru/articles/paevsky

[video src="https://youtu.be/YeBTi1jpnYw"][/video]

Наш портал выходит в офлайн. В рамках лектория «Курилка Гутенберга» главный редактор Алексей Паевский рассказал о самых-самых важных открытиях и изобретениях в нейротехнологиях и нейронауках с начала 2016 года. 

]]>
Wed, 29 Jun 2016 17:42:22 +0100
10 фактов: синдром Гийена-Барре http://www.neurotechnologies.ru/articles/quillen-barre

Несколько дней назад неврологи отмечали вековой юбилей описания редкого, но очень опасного заболевания, известного под названием «синдром Гийена-Барре». Любопытно, что оно не совсем справедливо, как, собственно, и сам вековой юбилей. Но будем последовательны и расскажем обо всём по порядку. Итак, 10 фактов о синдроме Гийена-Барре.

 

Поражение  шванновских клеток при синдроме Гийена-Барре

1. Синдромом Гийена-Барре  (СГБ) называют острую аутоиммунную воспалительную полирадикулоневропатию (полинейропатию). Что это означает? Это означает, что «сошедшая с ума» иммунная система человека атакует периферические нейроны, вызывая воспаление. Как результат  парезы (ослабление мышечной силы), нарушения чувствительности, проблемы с дыханием. Достаточно часто плачевным итогом оказывается смерть в результате остановки дыхания или сердца.

Жан Ландри

 

2. Несмотря на то, что мы сейчас отмечаем «столетие» заболевания, второе его название  «восходящий паралич Ландри»  говорит, что всё не так уж просто. Французский медик и учёный Жан Батист Октавий Ландри де Трезилля прожил всего 39 лет, но успел в 1859 году описать десять случаев «восходящего паралича». И только более 50 лет спустя заболевание вновь «переоткрыли».

Гийен-Барре-Штроль

3. С последущим наименованием  патологии тоже не всё просто: в статье, вышедшей в Париже  в 1916 году (G. Guillain, J. A. Barré, A. Strohl: Le réflexe médico-plantaire: Étude de ses caracteres graphiques et de son temps perdu. Bulletins et mémoires de la Société des Médecins des Hôpitaux de Paris, 1916, 40: 1459-1462), как можно заметить, три автора. Жорж Гийен, его друг Жан Барре и Андре Штроль – франзузские неврологи, изучавшие болезнь. Однако в статье Драганеску и Клаудиану, вышедшей в 1927 году, упоминается именно синдром Гийена-Барре, а вклад Штроля был пересмотрен. Кстати, друзья приветствовали такой выбор авторов. Ну и ещё один интересный момент: все три «новооткрывателя» заболевания, в отличие от Ландри, прожили более 85 лет.

4. Чаще всего иммунная система при СГБ поражает шванновские клетки и разрушает миелиновую оболочку нейронов, что и приводит к гибели периферических нейронов. Сами аксоны непосредственно атакуются гораздо реже.

 

Campylobacter Jejuni

5. Желудочная или кишечная инфекции очень сильно повышает шанс развития синдрома Гийена-Барре. Так, энтерит (воспаление тонкой кишки), вызванный кампилобактерией, увеличивает подобный риск ровно в 100 раз.

6. Сейчас, с развитием интенсивной терапии и появлением аппарата искусственной вентиляции лёгких, смертность от этого заболевания упала до 5%, раньше этот показатель был намного выше. Тем не менее, примерно 15% пациентов остаются инвалидами с параличами.

 

Маркус Баббель

7. СГБ  далеко не приговор. Полное восстановление происходит примерно в 70% случаев. Хорошо известны примеры датского футболиста Моргена Вигхорста, продолжившего карьеру после СГБ,  или немецкого футболиста Маркуса Баббеля, боровшегося и с синдромом, и с вирусом Эпштейна-Барр, который прервал свою карьеру лишь примерно на год.

 

8. Синдром Гийена-Барре четыре раза выступает версией диагноза команды доктора Хауса, но ни разу не становится окончательным диагнозом.

9. Недавно российские учёные предложили новую версию причины синдрома Гийена-Барре. Свой вариант исследователи из Института биоорганической химии РАН им. Академиков М. Шемякина и Ю. Овчинникова опубликовали в журнале Molecular & Cellular Proteomics. По словам учёных, аутоиммунные процессы, а с ними и адаптивный иммунитет, скорее всего, не играют ключевой роли в развитии синдрома Гийена-Барре, а разрушение миелиновой оболочки периферических нервов при этом заболевании не обязательно должно быть опосредовано взаимодействием аутоантител с её поверхностью. Аутоиммунитет может подключаться на более поздних стадиях, вызывая осложнения, но не является первопричиной болезни.

 

Альбом Ammonite группы Plastik Tree

10. Именно синдром Гийена-Барре привёл к отмене концерта известной японской группы Plastik Tree в России в 2010 году. У её вокалиста Рютаро Аримуры обнаружили СГБ, и возникло опасение, что он вообще больше не сможет петь. Однако болезнь диагностировали на ранней стадии, и существование группы продолжилось.

 

Алексей Паевский

]]>
Tue, 28 Jun 2016 17:38:47 +0100
Как устроен мозг: гиппокамп http://www.neurotechnologies.ru/articles/hippocampus

Сегодня понедельник, а это значит, что мы продолжаем наш цикл материалов об устройстве такого неизученного и неповторимого человеческого мозга. И в нынешней статье речь пойдет об одной из самых загадочных его областей  гиппокампе.

 

Название с древнегреческого переводится, как «морской конёк» (ἱππόκαμπος), поскольку считается, что гиппокамп на него похож. Так что этот загадочный отдел мозга в родстве и с ипподромом, и с гиппопотамом. Конечно же, в этимологическом родстве.

На самом деле, это скорее две параллельно расположенные дуги, охватывающие поясом  ствол головного мозга. Собственно, гиппокамп  это часть лимбической системы, расположенной на лимбе (крае) верхней части ствола мозга.

Эти дуги связаны комиссуральными нервными волокнами (так называют нервные волокна соединяющие структуры правого и левого полушарий). Гиппокамп  одна из старейших систем мозга с точки зрения эволюции, но именно он остается одной из самых неизученных областей. Его по-прежнему окутывают тайны и гипотезы, и исследователи до сих пор во многом могут только предполагать, как работает гиппокамп.

Некоторые исследования показывали, что он отвечает за кратковременную память (подобно ОЗУ компьютера), и при удалении обеих частей гиппокампа у человека остается «неповрежденной» долговременная память, но он не способен запоминать новую информацию. Отсюда исследователи предположили, что «морской конек» так же участвует в «кодировании» краткосрочной памяти в долгосрочную во время сна. Опять же, пока не до конца понятно, как происходит это кодирование, и по какому принципу отбирается информация «достойная» долговременного хранения. Интересно также и то, что при удалении одной из частей гиппокампа способность к запоминанию не нарушается.

Существует гипотеза, что гиппокамп является «архиватором» воспоминаний, и работает примерно так же как мы на компьютере раскладываем файлы по папкам, называем их и запоминаем, как до них можно быстрее всего добраться. Поэтому зачастую, чтобы вспомнить какой-либо день, мы ориентируемся по деталям, которые замечали, так соединяются две функции гиппокампа: формирование воспоминаний и пространственно-временная ориентация. Впрочем, постепенно появляются работы, которые проливают свет на то, как работает гиппокамп во время запоминания нового. Более того, есть исследования, которые показывают, куда деваются из гиппокампа воспоминания при болезни Альцгеймера и как их можно вернуть.

Именно в этой области мозга находятся так называемые пространственные клетки (place cells) или клетки-решётки (grid cells). Часть из них возбуждается при определении человеком своего положения в пространстве, другие чувствительны к направлению движения и положению головы. За это открытие британо-американец Джон О’Киф и его бывшие аспиранты из Норвегии, Мэй-Бритт и Эдвард Мозеры получили в 2014 году Нобелевскую премию по физиологии или медицине.

Джон О'Киф

Также гиппокамп помогает не сбиться с пути, и даже «вычислить» короткий путь. Любопытно, что исследование, проведенное в Лондоне в 2003 году, показало, что гиппокамп лондонских таксистов больше, чем у обычного человека, но до сих пор непонятно: крупный гиппокамп помогает стать таксистом или он развивается при постоянном поиске пути (про эту работу можно услышать в лекции Марии Фаликман на нашем портале). Это заставляет задуматься: стоит ли так часто пользоваться навигаторами, и не деградирует ли наш гиппокамп при этом?

Кроме того, стимуляция различных областей гиппокампа может привести к практически любой поведенческой реакции: удовольствию, ярости, пассивности, половому возбуждению. Больные при гиппокампальных приступах страдают от психомоторных эффектов, включая обонятельные, зрительные, слуховые, тактильные и прочие галлюцинации, которые невозможно подавить.

А повреждение гиппокампа ведет к сни­жению эмоциональности, инициативности, замедлению скорости ос­новных нервных процессов, повышаются пороги вызова эмоциональ­ных реакций.

Возможно, такой «букет» функций гиппокамп приобрел на ранних стадиях развития, когда ему приходилось отвечать за множество необходимых для выживания реакций.

 

Анастасия Шешукова

 

 



 

]]>
Mon, 27 Jun 2016 19:37:36 +0100
Картинка дня: американский случай с ломиком http://www.neurotechnologies.ru/articles/phineasgage

Перед вами — рядовой дагерротип, фотография на стеклянной пластинке, сделанная в 1850-х годах. Человек средних лет, со слепой левой глазницей и шрамом на челюсти держит в руке железный лом. Казалось бы, какое отношение эта картинка имеет к нейронаукам? Всё очень просто: это портрет Финеаса Гейджа, одного из самых известных нейропациентов, так называемый «американский случай с ломиком».

Финеас Гейдж был никому не известным рабочим, простым строителем железной дороги. Мы даже не знаем дня его рождения – только год (называют  дату 9 июля, но она неточна):  1823.

13 сентября 1848 года он занимался взрывными работами, прокладывая сквозь горы железную дорогу в штате Вермонт. В полпятого вечера Финеас готовил очередной взрыв и услышал людей за спиной. Он повернулся через правое плечо и открыл рот, чтобы сказать «что ж вы тут делаете?», как  в этот момент внезапно рвануло и в голову Гейджу прилетел железный ломик диаметром 3,2 сантиметра, длиной 1,1 метр и весом в 6 килограммов. Он пронзил голову снизу вверх, от угла нижней челюсти, прошёл за левым глазом рабочего и вышел вверху, пробив лобную кость.

Как ни странно, Гейдж не просто выжил, но и пришёл в себя через пару минут. Когда приехал доктор, пациент сказал: «Здесь достаточно работы для вас» и вытошнил примерно полчашки своего мозга на пол.

Тем не менее, через два месяца Гейдж вернулся к жизни, залечив и рану, и инфекцию, занесённую в неё.

Череп Гейджа и ломик в музее. Фото из описи 1870 г.

Вот только… как говорили друзья, «это был уже не Гейдж».  Он стал агрессивен, депрессивен, импулсивен, капризен и глуп. Тем не менее, и таким он прожил ещё 12 лет. В 1860 году у него начались эпилептические припадки, и в итоге 21 мая того же года после суточной серии припадков Гейдж скончался. Кровопускание, проведенное экстренно вызванным врачом не помогло.

Этот случай стал на полторы сотни лет хит-парадом всех медицинских диковинок и странностей.

Иллюстрации из PLOS One

Загадку Гейджа смогли разгадать в 2012 году исследователи под руководством Джона Ван Хорна (John Van Horn) из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, которые провели компьютерную томографию черепа Гейджа,  который хранится в Варреновском анатомическом музее Гарвардской медицинской школы. Результаты исследования  были опубликованы в журнале PLOS One.

Сравнив КТ мозга Гейджа с диффузной тензорной визуализации  мозга 25-летнего мужчины-правши, неврологи смогли понять, какие области мозга превратил в кашу ломик и вытошнил под ноги своему врачу молодой строитель.

Гейдж утратил около четырёх процентров коры головного мозга и одиннадцать процентов белого вещества, лом фактически провёл ему лейкотомию, поскольку сама кора была повреждена лишь в области лобной доли левого полушария, но одновременно были нарушены связи с левой височной и правой лобной долями, а также лимбической системой.

Портрет Грегора Бачи

 

Ну и в заключении хочется сказать, что случай Финеаса Гейджа очень напоминает случай, произошедший несколькими веками ранее, когда венгерский рыцарь Грегор Бачи «поймал глазом» копьё на рыцарском турнире,  и тоже, вероятно, выжил.

 

]]>
Mon, 27 Jun 2016 12:53:37 +0100
Привычная наука: не узнаю себя http://www.neurotechnologies.ru/articles/noknow

[video src="https://youtu.be/SRDw2Y5SAws"][/video]

Обычно считается, что нейронауки и нейротехнологии  это что-то заумное и сложное, доступное только учёным. Однако всё то, что происходит с нами это продукт работы нашей нервной системы. Привычные вещи, те, о которых мы не задумываемся  эмоции, реакции, рефлексы  всё это обеспечивает наша нервная система. О привычной нейронауке в нас в своем видеоблоге на нашем портале рассказывает Анастасия Шешукова. Шестой  выпуск блога посвящён тому, почему мы не узнаем себя. С точки зрения нейронауки, конечно.

]]>
Fri, 24 Jun 2016 16:45:30 +0100